В объединенной Иркутской области завершилось формирование парламента. Через несколько дней после окончания избирательной кампании в редакции представительства "Российской газеты" в Иркутске состоялся круглый стол.
Какую оценку можно дать прошедшим выборам? Чего ждать от нового Законодательного собрания? Как будут строиться отношения между ветвями власти и обществом? Обо всем этом рассуждали депутат Государственной Думы РФ Сергей Левченко, член временной избирательной комиссии, политолог Игорь Михель и заместитель председателя иркутского областного профобъединения Валерий Лукин.
Российская газета: В эту кампанию люди с большим азартом боролись за депутатские места - хочется верить, исключительно для того, чтобы улучшить социально-экономическое положение области. Что реально может сделать региональный депутатский корпус сегодня?
Сергей Левченко: К сожалению, власть и люди пока говорят на разных языках. Население ждет изменений, в том числе и от избранного Заксобрания. Но все последние годы надежды избирателей не оправдывались. В результате - протестное голосование. Около 80 процентов жителей области высказались против партии власти. Это если сложить тех, кто не пришел, и тех, кто поддержал оппозицию.
Валерий Лукин: Для улучшения положения нужно реальное разделение властей, обеспечить которое не получается. Еще одно условие - работа органов власти между собой и с обществом, чего тоже пока нет. Не случайно в сознание населения вдалбливается, что виноват во всех бедах кто-то там, в Москве, а у нас все нормально. И у нас, действительно нормально - в части резервов для повышения налогового потенциала, например, но над этим же надо работать! Работать надо и по теме распределения налогов.
РГ: Смогут ли депутаты изменить ситуацию в этой сфере, когда производство в одном месте - Иркутской области, а деньги уходят в совсем другое?
Лукин: Хотя решение этого вопроса находится в компетенции федеральных органов власти, регионы могли бы их подтолкнуть к принятию поправок. Но до сих пор воли на это у региональных властей не хватало. Может быть, хватит теперь. Ведь это проблема не только нашего региона, но и других.
Левченко: Да, по части распределения налогов временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский совершенно определенно высказался насчет того, что доходы должны оставаться по месту производства. Считаю, что эту тему вне зависимости от политических пристрастий всем нам следует поддерживать. Конечно, какой смысл развивать производство, если налоги уходят? В этом случае, даже если мы начнем больше работать, то просто будем больше кормить кого-то, а не свою жизнь улучшать.
Игорь Михель: Что касается налогового распределения, которое уже много лет вызывает обиды у Иркутской области, то, бывая в других регионах, я нигде не слышал таких сетований. Везде власть на местах находит возможности для решения проблем, если это власть. Может, в нас самих дело? Страна движется, а мы отстаем.
В целом считаю, что прошедшие выборы продемонстрировали две тенденции - что люди не удовлетворены существующим положением (это выразилось и в низкой, по сравнению с другими субъектами явке, и в высказанных предпочтениях) и что они все равно питают надежды на изменения к лучшему. Теперь власть, если она умеет слышать, обязана эти надежды оправдывать. Но я не вижу принципиальных отличий между старым и новым составом парламента, поэтому поворота на 180 градусов не будет. При этом нужно понимать, что в существующей сегодня системе государственной власти роль законодательных органов субъектов не настолько велика, как пять-семь лет назад. Законодательная власть сейчас во многих территориях является неким приводным ремнем для власти исполнительной. Наша область была обратным примером, но мы дрейфуем в сторону общефедерального тренда.
РГ: Как обеспечить более эффективную работу власти, в таком случае? На кого должен опираться глава региона?
Михель: Чтобы изменилась ситуация, нужна консолидация региональной элиты, чего не наблюдалось в последние годы. Велась борьба за власть ради власти между людьми, от которых что-то зависит и которым от этой власти что-то надо. Второе условие - профессионализм работников власти, прежде всего, исполнительной. Там должны быть не временщики, а люди, которые понимают меру собственной ответственности перед обществом. Во многих субъектах федерации так и есть, и там совсем другая ситуация. Если всеобщими усилиями будем идти в этом направлении, тогда что-то и получится. В противном случае еще можно много лет пенять на Москву.
Лукин: А я считаю, что в первую очередь власть должна обращаться к общественным структурам и этот диалог должен быть постоянным. Представители гражданского общества в большинстве своем не ангажированы, и после консультаций с ними можно принимать оптимальные управленческие решения. Например, профсоюзы охватывают около 500 тысяч населения. И к их мнению стоит прислушаться.
РГ: Почему же этого не происходит сегодня?
Левченко: Да потому, что представители региональной власти уже давно не проявляли воли и желания отстоять интересы Иркутской области на федеральном уровне! Это же надо в конфликт входить, надо иметь характер, уверенность, что тебя поддержат, и - главное -- не бояться. Естественно, что мы сползли вниз, по сравнению с другими регионами. Еще на ситуацию повлияло и изменение системы формирования власти. Одно дело, когда у человека здесь корни, когда он ощущает, что здесь - его территория, и совсем другое - вчера он и не слышал об этом регионе, а сегодня - здравствуйте, я ваш новый губернатор. При такой системе мы точно к хорошему не придем.
РГ: Получается, власть и общество говорят на разных языках, потому что власть решает свои внутренние проблемы. Что должна она сделать, чтобы стать ближе к народу?
Лукин: Я бы сказал, чего не должна - вмешиваться в процесс формирования представительных органов. Тогда будут избираться люди, отражающие интересы общества. А когда она вмешивается - получается тот самый приводной ремень. Сейчас основной принцип - чтобы были не профессионалы, а послушные: они, может, люди и хорошие, но навыков нужных у них просто нет, поэтому, что власть даст, за то проголосуют.
Михель: Но ведь если власть не "фильтрует" кандидатов на стадии выдвижения, в парламенты легко попадают представители криминального сообщества. Поэтому некоторый регулятор в виде государства все же должен присутствовать, коли само общество пока не может регулировать этот процесс, и никуда от этого не деться.
Левченко: Считаю, что проблема шире и глубже. Если мы считаем, что вот, будет у нас хорошее Законодательное собрание, оно будет взаимодействовать с губернатором, все будем хорошо обсуждать, и все будет нормально - это не так. Власть должна обеспечить жесткую централизацию, в первую очередь, в экономике. Контролировать основные отрасли, такие как энергетику и транспорт. Тогда не будет возникать вопросов, кто за что отвечает или "почему я?".