В Березниках построят еще один обходной железнодорожный путь

В Березниках построят еще один 2,5-километровый железнодорожный обход зоны провала, образовавшегося на месте затопленного калийного рудника. Это позволит избежать остановки работы соликамско-березниковского транспортного узла. Предполагается, что деньги на строительство обхода будут получены от повышения цен на грузоперевозки.

В Березниках состоялось заседание правительственной комиссии по предотвращению негативных последствий аварии на калийном руднике. Его затопило еще в октябре 2006 года. Почти год спустя - в июле 2007 года - земля в районе провала начала оседать. В октябре этого года границы провала приблизилась к железной дороге. Обходная ветка длиной 600 метров теперь находится на критическом расстоянии от "черной дыры". От места обрушения ее отделяет всего 70 метров. Есть вероятность того, что и эта часть железнодорожной магистрали может уйти под землю и тогда транспортировка грузов на этом участке остановится. До появления же "длинного" 53-километрового обходного пути пройдет еще около двух лет. Поэтому железнодорожники подготовили запасной вариант - строительство 2,5 километрового обхода.

Стоимость строительства обходной ветки в Березниках оценивается в 1,5 миллиарда рублей

По прогнозам ученых, обвал земли и грунта прекратится как только произойдет полное затопление рудника. Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев заявил, что несмотря на трудности прогнозирования подобных процессов, существующие риски должны быть исключены. "Мы не должны допустить остановки работы Соликамско-Березниковского узла", - сказал он. Железнодорожники готовы построить новый обходной путь за два месяца. При условии, что площадка для строительства будет подготовлена и будут выделены средства на ведение работ.

Теплоснабжение Березников полностью будет обеспечивать ТЭЦ-4. А ТЭЦ-10, находящаяся в зоне обрушения, прекратит работу. Однако для завершения всех необходимых работ требуется еще 1,5 миллиарда рублей. Чтобы покрыть эти затраты энергетики обратились в федеральную службу по тарифам с просьбой о повышении стоимости их услуг.

Стоимость строительства обходной ветки оценивается также в 1,5 миллиарда рублей. "Мы предложили увеличить тарифы. Это можно сделать только для предприятий Соликамско-Березниковского узла или же для всех пользователей железной дороги", - заявил первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов. Окончательное решение о схеме финансирования строительства примет правительство РФ.

На совещании в Березниках обсуждался вопрос и о строительстве нового жилья для тех, кто покинул опасную зону. Минрегионразвития РФ поддержал решение местных властей о сокращении его объемов на 5 тысяч квадратных метров из общих 55 тысяч. Речь идет о тех домах в микрорайоне Усольский-2, возведение которых еще не начиналось. По словам губернатора края Олега Чиркунова, все подрядчики, кроме одного, оказались недобросовестными. При заключении контрактов они предложили низкие цены, надеясь, что потом смогут получить дополнительные деньги от властей, сказал губернатор. Контракты с нарушившими договор подрядчиками будут расторгнуты в ближайшие дни. Стройку завершит один генподрядчик к лету будущего года.

Мнение

Аркадий Красноштейн, директор горного института УрО РАН:

- До того момента, когда будет затоплен рудник и все подземные процессы прекратятся, остались считанные месяцы - от двух до четырех. Тем не менее, опасность, что за это время может обрушиться железнодорожный обход, есть. При неблагоприятном развитии событий потери будут неизмеримо выше тех средств, которые требуется вложить в строительство нового 2,5-километрового обхода. Поэтому мы подписали заявление о необходимости строительства дороги. Для самих жителей Березников ничего не меняется, процессы обрушения и затопления заканчиваются.