Власти Усть-Илимского района уже на следующей неделе получат документ, который ляжет в основу социально-экономического развития территории.
Сегодня Усть-Илимский район переживает не лучшие времена. По официальным данным, уровень безработицы составляет 7 процентов, но на деле он - гораздо выше. Во многих поселках после закрытия лесозаготовительных предприятий люди выживают за счет бюджетной сферы - хорошо, если в семье есть учитель, фельдшер или сотрудник поселковой администрации. Среднедушевой доход составляет 6,8 тысячи рублей (по всей Иркутской области он приближается к 11 тысячам). Люди уезжают.
В будущем ситуация может усугубиться. Дело в том, что Усть-Илимский район граничит в Красноярским краем, в частности, с активно развивающейся территорией Нижнего Приангарья. Такое соседство может привести к оттоку жителей депрессивного района на запад.
Местная администрация обратилась за помощью к авторитетным экспертам Фонда регионального развития Иркутской области (ФРРИО). Сделанный ими анализ состояния территории убедительно доказывает, что возможности для выхода из кризисной ситуации имеются. Правда, чудес специалисты не обещали.
- Беда в том, что структура экономики Усть-Илимского района не менялась с 50-х годов прошлого столетия, современным реалиям она не отвечает. И быстро, радикально изменить ее не удастся, - считает исполнительный директор ФРРИО Николай Потороченко. - Никаких прорывных проектов территория предложить не сможет. Из этого и надо исходить, строя планы на будущее.
Тем не менее, у района есть несколько вариантов развития. Самый реальный - это лесосырьевой. Основа экономики района - лесозаготовка. Поэтому ближайшая перспектива - дальнейшее развитие ЛПК. Но при этом необходимо обращать внимание на углубление переработки. А также вовлекать в оборот лиственные породы, которые сегодня гибнут под гусеницами тракторов, остаются гнить в лесу.
Второй вариант связан со Северосибирской железной дорогой, которая соединит Иркутскую область с Ханты-Мансийским округом. Усть-Илимский район сможет стать ремонтной базой и перевалочным пунктом для грузов.
- Но, чтобы получить от Севсиба максимальную выгоду, районной администрации в паре с областным правительством надо жестко отстаивать перед РЖД первоначальный план строительства этой магистрали - одновременно из нескольких точек. В этом случае одним из центров строительства станет как раз Усть-Илимск. А это и денежные потоки, и рабочие места, - замечает Потороченко.
Но это довольно отдаленная перспектива - Севсиб внесен в планы железных дорог после 2013 года.
Третий вариант развития напрямую связан с развитием транспортной инфраструктуры. Речь идет об освоении железорудных месторождений на территории района. Вот только по предварительному плану железная дорога проходит в стороне от перспективных территорий. Поэтому надо договариваться с РЖД либо о строительстве ветки к месторождениям, либо о смещении маршрута трассы - поближе к полезным ископаемым.
В идеале, к реализации всех трех сценариев необходимо приступать одновременно. И уже сейчас начинать работу с потенциальными инвесторами по каждому из вариантов. Иначе территория обречет себя на медленную и мучительную деградацию.
Руководитель отдела экономики Усть-Илимского района Петр Темников:
- Нельзя сказать, что прогнозы оказались чересчур пессимистичными. Но мы очень надеялись на то, что население района не будет сокращаться в дальнейшем. Однако разработчики анализа подсчитали, что демографические сжатие сохранится. А как развивать производство, если нет рабочих рук?
Плохо, что сейчас район и райцентр Усть-Илимск - это два разных муниципальных образования. Получается, что все налоги уходят или в федеральный бюджет - от лесопользования, или в городской - подоходный и на прибыль. Население перебирается жить в райцентр, там же зарегистрированы многие предприятия. То есть средств, рычагов воздействия для того, чтобы изменить ситуацию, у нас не так много. Значит, нам придется думать, как развивать территорию именно в таких условиях.