Первая в новом учебном году зарплата разочаровала многих учителей Верхней Волги

Первая в новом учебном году зарплата разочаровала многих учителей.

Как известно, на новую систему оплаты труда федеральные бюджетники повсеместно переходят с 1 декабря 2008 года, региональные - месяцем позже. Однако многие регионы в эксперимент включились раньше назначенного срока, например Ярославская и Владимирская области. И первые результаты оказались не столь радужными, как того хотелось.

Косметика для тарифа

Руководители департамента образования администрации Владимирской области заявляли, что учительская зарплата вырастет почти в два раза - начинающий педагог вместо трех тысяч рублей будет зарабатывать шесть, а учитель со стажем вместо пяти - десять тысяч рублей. Обещали, что необходимые средства уже заложены в проекте областного бюджета до 2010 года и денег на это должно хватить.

К январю 2008 года департамент подготовил проект новой отраслевой оплаты труда, предусматривавший двукратное повышение зарплат педагогическим работникам. Предполагалось, что ставка учителя первой квалификационной категории будет составлять около восьми тысяч рублей - без классного руководства, проверки тетрадей и других нагрузок.

Но не прошло и полугода, как заместитель губернатора области по социальным вопросам Сергей Мартынов сообщил, что, по расчетам областной администрации, повышение произойдет лишь на 40 - 50 процентов.

Ближе к началу учебного года начальник управления образования Владимира Галина Фролова озвучила еще более скромные цифры: "В целом предполагается повышение от 10 до 58 процентов в зависимости от категорий педагогических работников".

Изменение системы оплаты труда, введенное в области с опережением на четыре месяца, некоторые уже назвали косметическим ремонтом старой - по единой тарифной сетке.

- При единой тарифной сетке учительская зарплата формировалась так: тарифная ставка - разряд оплаты труда - тарифный коэффициент - различные доплаты (стимулирующие и компенсационные), - говорит директор владимирский школы № 8 Юрий Куликов. - При новой системе оплаты труда зарплата формируется из базового оклада, квалификационной категории или стажа работы, повышающих коэффициентов, различных доплат (стимулирующих и компенсационных). Сложив все повышающие коэффициенты, получим примерно тот же самый тарифный коэффициент.

Фондовые колебания

Авторы областного проекта новой отраслевой системы оплаты труда обещали "значительно повысить зарплату педагогических работников через мотивацию учительского труда".

В новой системе фонд стимулирующих доплат предусмотрен. Но если раньше этот фонд, который назывался надтарифным, мог составлять 25 процентов от фонда оплаты труда в школе, то сейчас только 20 процентов. А фактически - 17,5 процента, так как 2,5 процента решено направлять в централизованный фонд поощрения директоров.

На действительно стимулирующие выплаты учителям - за высокие достижения, за опытно-экспериментальную работу, за работу с одаренными и трудными детьми - если и останутся, то жалкие крохи.

Парадокс, но плату учителям за непосредственную работу - за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами - отнесли на счет стимулирующих выплат. Отсюда же руководству учебных заведений придется черпать средства на доплаты тем, у кого зарплата будет ниже МРОТ. А это фактически вся техслужба.

И проблема, считают некоторые, может обостриться с 1 января 2009 года, после введения МРОТ в размере 4330 рублей. Деньги на оплату труда из бюджета приходят на всех сотрудников школы. И, чтобы доплатить уборщице до МРОТ, как требует закон, деньги фактически придется брать из компенсационного и стимулирующего фонда, от которого и так уже ничего не осталось. С нового года базовая ставка учителя первой квалификационной категории (самой массовой в наших школах) фактически сравняется со ставкой уборщицы, работающей по первому разряду.

Рубль первой категории

Учителя ярославских школ уже второй учебный год работают по новым принципам оплаты. Как сообщили в Ярославском областном департаменте образования, жалоб после их внедрения не посыпалось. Не почувствовали изменений в учительских коллективах или все устраивает?

- Изменения есть, и совершенно конкретные, - рассказала корреспонденту "РГ" директор школы № 71 Ольга Медведева. - Но на несправедливость никто не сетует. Поскольку с самого начала всем и все было разъяснено: от тебя самого теперь зависит, будешь ли получать надбавки из фонда стимулирования или останешься при своих прежних доходах.

Примерно такая же ситуация в детских садах. В муниципальном детском саду № 7 в Ярославле новшества не боятся.

- Пугает новшество только тех, кто не потрудился в нем разобраться, - рассказала корреспонденту "РГ" директор детсада Ольга Львова. - Как может ухудшиться, к примеру, зарплата наших специалистов, если из персонала в 14 человек сегодня 11 имеют высшее педагогическое образование, а двое - кандидатскую степень. Все аттестованы в своей специальности от второй категории до высшей. И возможности для роста есть всегда. Уже сейчас воспитатели у нас имеют зарплату по 9 - 10 тысяч рублей.

Но это все случаи, когда и директор, и коллектив "смотрят в одну сторону". Бывает и так, что взаимопонимания нет. В этом случае, считает преподаватель одной из ярославских школ, другая картина:

- У нас мало что изменилось в оплате, хотя новое положение было разработано подробно. На деле же работает только базовая часть, а надбавки из фонда стимулирования практически нет. Просим директора объяснить почему - уклоняется от ответа, говорит: "Вы не дорабатываете" или "Коллектив в основном женский, попробуй тут делить надбавки - такое начнется". Думаю, это происходит потому, что, по сути, все решает один человек - руководитель. Хотя для этого при школах должны создаваться попечительские советы.

Комментарии

Татьяна Степанова, директор департамента образования Ярославской области:

- Проблемы в освоении новых принципов оплаты труда, конечно, могут возникать, но в целом система отработана и за год показала свою полезность. Отойти от привычной уравниловки иногда действительно психологически сложно. Сколько было опасений: "Вы разгоните всех педагогов". Но когда начинают разбираться в вопросе - поддержка полная. По сути, заработная плата в новой системе поставлена в зависимость от личностного роста педагога. И это справедливо. Ведь рядом работают и те, кто десять - двадцать лет назад закончил вуз и с тех пор просто "отбывал" время на работе, и те, кто следит за современными педагогическими технологиями, ситуацией в стране и мире, кто сам растет и совершенствуется. У них соответственно и результаты обучения разные. Именно результат, а не процесс "хождения на работу" ставит во главу угла новая система оплаты преподавательского труда. Когда мы подвели итоги реализации пилотного проекта за учебный год, получилось, что прибавки к учительским зарплатам составили от 7 процентов до 47 - практически наполовину.

Вера Амбарова, начальник управления образования администрации Ковровского района Владимирской области:

- У нас у каждого учителя, имеющего категорию, зарплата повысилась. Например, учитель начальных классов с высшей квалификационной категорией, зарабатывавший девять тысяч рублей, сейчас получает пятнадцать. Преподаватели русского языка и литературы с высшей квалификационной категорией с учетом 25 процентов сельской надбавки и работы на полторы ставки - более 22 тысяч рублей. Недовольны те, у кого нет категории, но большой стаж. Такие люди прибавку к зарплате вообще не получили. Учитель, проработавший в школе семь лет и имеющий высшую категорию, зарабатывает больше коллеги, который в школе 40 лет. Это значит, что нужно работать над своим профессиональным уровнем. Ко мне на прием приходят обиженные учителя. Но о том, что зарплата будет зависеть от категорийности, было известно еще полтора года назад.

Дмитрий Кушпита, директор средней школы № 40 города Владимира:

- Никакого революционного повышения зарплаты не произошло: на 10 - 20, максимально на 30 процентов. Говорили, что будет коэффициент за стаж, за категорию. Но ничего этого нет. Лично я получил на 22 процента больше, имея высшую категорию и стаж работы в школе почти 25 лет. Это всего лишь очередная прибавка. Отраслевая система оплаты труда - такая же, как и единая тарифная, только называется по-другому.

Елена Семенова, заслуженный учитель России, директор средней школы № 34 города Владимира:

- Новая система не решила главной, на мой взгляд, проблемы. Предполагалось, что она позволит нормально жить учителю, работающему на ставку 18 часов, и тем самым прекратит практику выживания за счет работы на две ставки, пагубно сказывающуюся на здоровье. Но этого не произошло. Сегодня все хотят взять больше часов, чтобы больше заработать. Учителя ждали кардинального повышения зарплаты, а получили обычную прибавку.