Без поддержки власти ставропольские товары проигрывают в конкуренции

Большая часть молочных продуктов, колбасных изделий, овощных консервов завозится в край из соседних регионов. И речь идет не о каких-то деликатесах, а об обычном продовольствии, которое должны поставлять на рынок местные перерабатывающие предприятия.

О неотложных мерах, которые предпринимаются для того, чтобы изменить ситуацию, шел разговор на заседании коллегии министерства сельского хозяйства края. В обсуждении приняли участие главы администраций муниципальных районов, руководители предприятий переработки.

Товар лицом

Как рассказала начальник отдела развития производства пищевых продуктов и напитков министерства сельского хозяйства Лариса Степанцова, дела в перерабатывающем секторе экономики постепенно выправляются. Реализуется ведомственная целевая программа "Развитие производства пищевых продуктов, включая напитки, в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы". В рамках этой программы идет планомерное технологическое перевооружение и реконструкция перерабатывающих предприятий края - мясокомбинатов, молокозаводов, колбасных и сыродельных цехов.

Тем не менее ставропольские магазины забиты продуктами, завезенными в край из других регионов, а также из-за рубежа. Даже такой повседневный и скоропортящийся продукт, как кефир, в краевой центр поставляет фирма из Карачаево-Черкесии, молоко завозится из Краснодарского края. Продукция ставропольских молокозаводов тоже присутствует, но она почему-то теряется на прилавках.

- В условиях рыночной экономики надо уметь не только производить, но еще и представить товар лицом для того, чтобы его продать, - говорит руководитель краевого управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Рохмистров. - На мой взгляд, на ставропольских перерабатывающих предприятиях это делают недостаточно умело. Наши продукты заметно уступают краснодарским, а тем более импортным по оформлению и практичности упаковки. Я не говорю, что ставропольские хуже. Но ведь покупатель сегодня не только оценивает внешний вид товара, но и ищет на коробочках, бутылочках и пакетах информацию о составе и качестве продукции.

От фермы до прилавка

С местного рынка ставропольцев энергично вытесняют молочные и мясные предприятия не только соседей, но и центральных областей России. Свои товары в край везут московские, волгоградские и даже калининградские фирмы. По словам экспертов, качество продукции у них оставляет желать лучшего, да и свежестью из-за дальних перевозок она также не может похвастаться.

При этом производство молока и мяса в некоторых коллективных хозяйствах в ряде районов Ставрополья сократилось до минимума, а предприятия переработки закупают не более половины произведенного на местах сырья, используя собственные мощности только наполовину. Причина явления лежит на поверхности: рынок продовольствия перенасыщен, и в условиях жесткой конкуренции побеждает сильнейший.

По словам продавцов магазинов, зарубежные мясные и молочные изделия раскупаются с ходу, а местные - нет еще и потому, что импорт дешевле. К примеру, ставропольское мясо на пути от фермы до прилавка дорожает в среднем в три раза. И парадокс заключается в том, что крестьянину, который вырастил бычка или поросенка, достаются гроши. Львиная доля прибыли оседает в карманах перекупщиков, а уж следом идут переработка и торговля.

Нет защитников

Между тем, как подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства края Иван Андреев, переработка мяса сегодня - выгодное дело. И в крае уже появились предприятия, преуспевшие в колбасном бизнесе. В качестве примера замминистра привел семью из Буденновска. Благодаря ставке на современные технологии менее чем за десять лет небольшой цех по переработке мяса превратился в крупное предприятие. Колбасы, сосиски, ветчина и другие изделия, выпускаемые предприятием, хорошо знакомы не только жителям восточной части края, но и других городов и районов. С недавних пор буденновскую колбасу охотно покупают в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Проблем со сбытом нет прежде всего потому, что буденновцы производят продукцию, соответствующую мировым стандартам качества. Руководство фирмы сделало ставку на самые современные технологии, новейшее оборудование, лучшее отечественное сырье и опытные кадры.

К сожалению, для большинства покупателей фактор происхождения товара не играет никакой роли. Важнее цена. И тут местные обычно проигрывают, хотя импорт везут за тысячи километров.

- На Западе умеют бороться за своего фермера, - говорит Иван Андреев. - В США только на дотации тратят до 30 процентов госбюджета. А Россия ежегодно расходует на импортную еду до 13 - 14 миллиардов долларов. На приоритетный нацпроект "Развитие АПК" средств выделяется куда меньше.

Анализируя причины нашествия продовольственных товаров из соседних регионов, выступающие с завистью упоминали и более высокие дотации на молоко, и развитую систему лизинговых закупок современного оборудования, и обязательную рекламу. Но главное, по мнению большинства руководителей сельхозпредприятий, - в крае нет единой концепции защиты внутреннего рынка.

Комментарий

Юрий Белый, первый заместитель председателя правительства Ставропольского края:

- Сегодня надо вкладывать деньги в производство отечественного молока и мяса. Они становятся доходным бизнесом. Что же касается единой концепции защиты своего сельхозпроизводителя, уверен: чем свободнее перемещаются товары, тем успешнее развивается экономика, острее конкуренция, а значит, должно повышаться качество и снижаться цена.

Недавно побывал на Зеленокумском молочном заводе. Скажу честно, впечатление тягостное. Каким был завод 30 лет назад, таким и остался - никаких перемен. В крае многие перерабатывающие предприятия нуждаются в реконструкции, а для этого нужны субсидии. Эти вопросы сегодня обсуждаются правительством региона с депутатами краевой Думы. Думаю, решение будет найдено.