Депутаты Заполярного района попытались добиться, чтобы выборы 12 октября в МО "Великовисочный сельсовет" были признаны незаконными. И, хотя судьи не нашли оснований для такого решения, для властей и членов избирательных комиссий эта ситуация должна стать хорошим уроком.
С требованием признать незаконным проведение выборов главы и депутатов муниципального образования и назначить новые на 2 марта 2009 года в Нарьян-Марский суд обратился депутат Заполярного района Николай Безумов. В исковом заявлении он указал, что в муниципальном образовании "Великовисочный сельсовет" не было опубликовано в прессе решение о назначении даты выборов. Тем самым были нарушены избирательные права граждан. По словам Безумова, местные жители не знали ни о точной дате опубликования решения муниципального Совета депутатов, ни о сроках выдвижения кандидатов. Из-за этого несколько человек не успели подать заявления об участии в выборах. Надо отметить, что своей газеты в Великовисочном сельсовете нет. В официальном окружном издании "Наръяна Вындер" решение о назначении даты выборов тоже опубликовано не было.
Как утверждают в местной администрации, сведения о назначении даты выборов были опубликованы в избирательном бюллетене муниципалитета. Его тираж - всего 30 экземпляров на пять сел и деревень Великовисочного сельсовета, поэтому многие сельчане его не видели. Почему это произошло?
В соответствии с законодательством, в уставах муниципальных образований должен быть прописан порядок опубликования местных правовых актов, в том числе решений о назначении выборов главы и депутатов муниципалитета. В Великовисочном, как и во многих других поселениях, этого предусмотрено не было. Пришлось в срочном порядке принимать такие нормы и учреждать информационные бюллетени. В них должны быть прописаны периодичность выхода, тираж, порядок распространения бюллетеней и даже то, на каких стендах их необходимо размещать. Печатный листок должен рассылаться в библиотеки, чтобы с ним могли ознакомиться все желающие. В Великовисочном же при разработке положения забыли прописать эти пункты, и понять, куда был направлен бюллетень, невозможно. Большинство информационных листков, скорее всего, осело в кабинетах чиновников.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что многие муниципалитеты принимали такие положения до выхода федерального закона о местном самоуправлении. Их необходимо дорабатывать. Вскрылись и другие интересные факты. Например, заявления о самовыдвижении кандидатов принимались с нарушением сроков, определенных выборным законодательством. Муниципальная комиссия должна была завершить их прием 18 августа, но, так как ее члены были в отпусках, работа шла лишь с 1 по 6 сентября. В соответствии с выборным законодательством, если в указанные законом сроки ни одного заявления от кандидатов в муниципальный избирком не поступило, должна быть назначена новая дата выборов.
Борис Дульнев, уполномоченный по правам человека в Ненецком автономном округе:
- В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" не предусмотрено обжалование итогов выборов из-за нарушений по вине избирательных комиссий. Я обратился к депутатам окружного законодательного Собрания с предложением разработать соответствующие поправки в выборное законодательство и внести их на рассмотрение в Госдуму и рекомендовал внести изменения в уставы муниципальных образований, чтобы более четко прописать порядок опубликования муниципальных правовых актов.