Новый генеральный план Южно-Сахалинска избавит город от дорожных пробок

В Южно-Сахалинске завершается работа над проектом генерального плана застройки города. Этот документ определит его архитектурный облик.

О своем видении градостроительной политики областного центра "Российской газете" рассказывает Иван Конорев, главный архитектор Южно-Сахалинска, недавно назначенный на эту должность.

Российская газета:  Иван Федорович, наш город в последние годы застраивался достаточно хаотично. Как вы считаете, каким должно стать лицо Южно-Сахалинска?

Иван Конорев: Территория города разбита на зоны жилой, высотной и малоэтажной застройки.

Иван Конорев:  Сейчас город формально живет по генплану восьмидесятых годов прошлого столетия. Но на деле этот документ давно и безнадежно устарел. Хотя бы потому, что его авторы никак не могли предполагать, что Южно-Сахалинск через два десятка лет станет одним из лидеров России по количеству автомобилей на душу населения и ему потребуются совсем другие по пропускной способности дороги, многочисленные парковки и стоянки. Эти проблемы городские власти вынуждены были решать по мере их возникновения и далеко не всегда придерживались генплана.

Растущему городу не обойтись без целой системы многоуровневых транспортных развязок, колец, надземных и подземных переходов

В проекте, который сейчас разрабатывается, мы стараемся не только отвечать потребностям сегодняшнего дня, но и тем нуждам горожан, которые могут возникнуть в будущем, потому что документ рассчитан на довольно большой отрезок времени. В среднем такие документы остаются актуальными 10-15 лет.

Вся территория города по проекту генплана разбивается на зоны жилой, высотной и малоэтажной застройки, промышленного назначения. Документ предусматривает строительство новых автомагистралей и транспортных узлов с учетом растущего количества транспорта и населения, объектов административного характера. Будет сохранено привычное квадратно-прямоугольное планирование города.

Конечно, необходимо начинать более масштабное благоустройство существующих промышленных и жилых зон, менять торговые объекты, возведенные на основании временных разрешений, чтобы они могли вписаться в общий облик города. Требуется приводить в порядок фасады домов, начиная с центральных улиц. То есть нужна длительная кропотливая работа, в основу которой ляжет разрабатываемый генплан.

Я думаю, мы должны сохранить объекты и здания, связанные с историей города и области - парк имени Гагарина, Чехов-центр, ансамбль площади Ленина, даже микрорайон "Черемушки". Возведенный во времена хрущевской массовой застройки, он сегодня представляет собой местную достопримечательность.

РГ:  В каких направлениях будет расти город?

Конорев:  Городской округ включил в себя территории сел Дальнее, Новая Деревня, Ключи. Мы будем, прежде всего, осваивать территории этих населенных пунктов, которым, по сути дела, предстоит превратиться в микрорайоны города. Возникают вопросы о застройке гористой восточной окраины. Не думаю, что в этом есть необходимость. Террасная застройка требует больших затрат. Тем более что есть возможность работать в существующих границах, уплотнять застройку в соответствии с планами детальной планировки.

РГ:  Какими зданиями будет застраиваться город в дальнейшем?

Конорев:  Наш регион относится к сейсмоопасной зоне. А для нее более всего подходят монолитные здания. Речь о массовом жилье и административных зданиях. Возможность сильных землетрясений диктует и количество этажей, максимум 9 или 12.

На мой взгляд, городу, для того чтобы гармонично вписываться в окружающий ландшафт, не нужны очень высокие здания, во всяком случае, жилые.

А вот что касается индивидуального строительства, здесь выбор материалов и технологий гораздо шире, что предоставляет больший выбор для фантазии архитекторов.

РГ:  Несколько лет назад администрация губернатора Малахова рассматривала проект создания площади на искусственном возвышении между Чехов-центром и Сахинцентром.Эта идея сегодня оставлена или следует ожидать ее воплощения?

Конорев:   Замысел интересный, хотя общественность Южно-Сахалинска восприняла его неоднозначно. Не всем понравилась мысль о таких масштабных переменах в сложившемся центре города. Впрочем, к обсуждению этой идеи можно будет вернуться, если найдется потенциальный инвестор.

При всей неоднозначности проект создания площади на искусственной возвышенности имеет здравое зерно. Предполагалось транспорт, идущий по Коммунистическому проспекту, пустить под этим строением. Сегодня нам приходится думать о создании целой системы многоуровневых транспортных развязок, колец, надземных и подземных переходов. Наш сравнительно небольшой город задыхается от многочисленных автомобильных пробок. Например, жизненно необходима развязка на выезде из аэропорта на трассу Южно-Сахалинск - Корсаков.

Очень сложный узел - пересечение железнодорожных путей по улице Сахалинской. Любое движение  поездов или локомотивов надолго останавливает и без того плотный поток автомобильного транспорта, заставляет сотни и тысячи людей терять время в пробках. Скорее всего, нам придется "уводить" дорогу под землю, чтобы разделить потоки.

Нуждается город и в создании системы безопасных переходов на важнейших перекрестках, в частности по проспекту Мира, которые также будут предусмотрены проектом генплана.

РГ:  Типичная картинка с натуры.  На первом этаже жилого дома бизнесмен купил квартиру, прорубил выход на улицу, поставил крыльцо, часть фасада покрасил, отделал и открыл магазин. Эти элементы чаще всего не вписываются в архитектурный облик дома. Как бороться с этой бедой?

Конорев:  Мы как раз сейчас занимаемся вопросом использования первых этажей. Оформление подобных торговых точек, расположенных на одной улице, должно быть выдержано в едином ключе. А для этого надо разработать примерные эскизы и проекты для зданий вдоль основных магистралей, утвердить их в установленном порядке. Только тогда мы сможем требовать от бизнеса, чтобы он придерживался их при создании новых магазинов, менял оформление существующих.  

РГ:  В последнее время при обустройстве тротуаров в областном центре вошла в моду брусчатка. Чем обусловлен выбор материала?

Конорев:  В первую очередь, экономическими соображениями. Асфальт в наших климатических условиях быстро разрушается. Новому тротуару из него через два-три года может потребоваться ремонт. Кроме того, брусчатку проще снять и положить обратно, если требуется ремонт проходящих под ней инженерных коммуникаций. Это гораздо дешевле и требует меньших трудозатрат, чем при использовании асфальта.  Да и красивее.