Шаманят, однако
Среди откликов, поступивших на публикации "РГ" по пенсионной проблематике - а они текут слезящимся ручейком вот уже год, - есть один из Санкт-Петербурга, заслуживающий особого внимания. Анатолий Семенович Алимов, ветеран труда и пенсионер, вконец замытаренный безрезультатным хождением по учреждениям (государственным) Пенсионного фонда, но так и оставшийся неуслышанным, отчаявшись, обращается в редакцию. Справедливо полагая, что это и проблема всей 40-миллионной братии пенсионеров, не услышанных своим родным государством.
Он пишет, что "ходил по многим инстанциям Пенсионного фонда, доказывал несправедливость расчета страховой части моей пенсии, которая с 2006 года повысилась на 353 руб. 57 коп. и достигла 2567 руб. 78 коп. Пенсия тоже выросла и стала 3249 руб. 26 коп. Как жить на такие рублики?"
В Пенсионном фонде, перепроверив все расчеты, сказали ветерану с 45-летним трудовым стажем: все правильно, дед, больше гуляй на свежем воздухе.
"И даже после тех страшных военных испытаний уже в послевоенные годы я государству выплачивал налог за бездетность, подоходный, давал государству взаймы (в виде государственных займов) на восстановление народного хозяйства" - в 1945 году, в 1946-м, 1947-м, 1948-м, 1949-м, 1950-м... Была установка подписываться не менее чем на 2-3 оклада. А с ней, установкой сверху, в те годы лучше было не спорить.
Любопытный документ на официальном бланке прилагает Анатолий Семенович к своему письму. Человек с двумя высшими образованиями, я смотрел на тот документ как на шумерскую клинопись, недоступную для понимания абсолютному большинству пенсионеров. Как и Алимову А.С., автору письма.
"19.04.06 N 05 06/5891
Уважаемый Анатолий Семенович!
...Расчет вашей пенсии производился с учетом общего трудового стажа 45 лет 00 месяцев 17 дней (стаж учтен с 12.05.1944 г. по 19.09.2000 г.) и фактического среднемесячного заработка за период 1989 г. по 1990 г. в размере 425 руб. 70 коп. (отношение фактического среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ за тот же период - 1,579, максимальное отношение - 1,2).
С 01.04.2006 г. размер вашей пенсии составляет 3249 руб. 26 коп.: 1035 руб. 09 коп. - базовая часть пенсии (с учетом индексации); 2214 руб. 17 коп. - страховая часть пенсии (с учетом индексации) (0,75 - максимальный коэффициент по стажу х 1,2 - максимальный коэффициент по заработку х 1671 руб. средний заработок в стране в III квартале 2001 г. + 92 руб. 66 коп. - повышение как труженику тыла - 450 руб. - базовая часть) х 1,065 х 1,09 х 1,26 х 1,08 х 1,09 х 1,0628 х 1,06 х 1,048 х 1,063 коэффициенты индексаций.
Перерасчет пенсии по предоставленной вами справке на размер пенсии не повлияет, т.к. расчет пенсии производится по максимальным коэффициентам.
Заместитель начальника Управления Т.Н. Каштанова".
Таким вот образом, на таком языке чиновник Пенсионного фонда общается с пенсионером, пожелавшим узнать правду о своей пенсии.
Двойные стандарты
Со мной общались так же: сама начальница районного управления Москвы осадила мои наскоки немногословно, но решительно:
- Да, у вас на счету большая сумма. Но все равно больше шести тысяч не получите.
- Это почему же? - удивился я.
- Не положено больше.
И как я не пытался узнать, почему и кем не положено, на основании какого документа, она молчала: не положено - и все тут.
И Анатолию Семеновичу не положено знать про коэффициент 0,75, будто бы установленный кем-то всемогущим там, "наверху". Его поучает питерский чиновник. В двух, можно сказать, столицах России, расположенных далеко друг от друга, а метода одна. Или сговор? Значит, не случай, а явление, система.
И участвуют в этом действе как минимум тройка - пятерка министерств, Центробанк и Госдума. Прежде чем рассчитывать пенсию, надо получить размер средней зарплаты в стране. И это далеко не бухгалтерское дело, а действо политического значения. Ибо государству выгодно, чтобы так называемая средняя зар-плата была как можно ниже. Тогда и пенсии будут ниже, поскольку для всех этих коэффициентов базой служит средняя зарплата в стране. Тут государство манипулирует нами при помощи классических двойных стандартов.
Двойными же стандартами отвечают ему предприятия, фирмы, учреждения, включая Думу и министерства. Платят две зарплаты сотрудникам: одну - "светлую" для налогов и других разных обязательных выплат; и другую - "черную" безо всяких вычетов и нигде не фиксируемую, гораздо больше первой. Из "резервных" источников. Все про это знают, все друг друга призывают перейти к "прозрачным" зарплатам. Но все остается по-старому. Так выгоднее и государству, и работникам, и работодателям.
Всем, кроме неработающих пенсионеров.
С одной стороны, государству выгоднее рост конкретной зарплаты - больше сумма подоходного налога в бюджет. Но с другой - пенсии съедают 130 млрд руб. в месяц (показатель 2007 года). Один процент сэкономишь - и то 1 млрд 300 млн.
Понимаю: государственная целесообразность, возможности бюджета. Уж так хочется, чтобы он был профицитным. Уж так надоело ходить кланяться, в долг просить. А потом их отдавать. С процентами.
Конечно, хочется, кто же против. Все мы радуемся, что наконец-то власть наша страну в люди вывела - земной поклон ей. Но долги страшны не процентами, а безоглядным мотовством кредитов.
В недрах минздравсоцразвития, Госдумы, минфина, Пенсионного фонда кипит "творческий" процесс. Изобретаются различные привязки, коэффициенты ниже единицы, базовые показатели, прожиточные минимумы и тому подобные виртуальные штучки, с помощью которых пенсии стариков усыхают до предела рыбного скелета. А его, известно, сколько ни грызи - голод не утолишь. Цель - запутать затурканного пенсионера и обмануть. Потому-то и не дают ни пенсионерам, ни другим "посторонним" тексты тех самых внутриведомственных инструкций, с помощью которых рассчитывают наши чудовищно несправедливые пенсии.
- Не положено! - и все тут. - У нас все по закону.
Потому-то у нас Центробанк, никого не спросясь, может напечатать хоть миллиард рублей какими хочешь купюрами на премии или повышение зарплат своим сотрудникам до миллионных уровней, а средняя зарплата в стране во время разгула инфляции - 13,5 тыс. рублей. Все по закону! Партии власти берут ответственность на себя. Так они, идя на выборы, поклялись.
Хорошо - пусть это задумано и придумано в минздраве или минфине. Но почему Госдума утвердила эту унижающую человеческую личность процедуру расчетов? Когда за основу берется не сумма человеческого труда во времени, не эффект его труда, не сколько чего он выработал и заработал на этом, а сколько мы ему запишем, чтоб оставалось у нас не менее двух в уме.
Да, год спустя после выборов положение изменилось: предвыборные завлекательные песнопения перетекают в трезвые оценки деловых совещаний на высшем уровне. Правда, и в них подчас прорывается мотив "остаточного принципа" для социальных проблем, но преобладают реалистические взгляды и предложения. Нынче у нас и своих денег, не заемных, хватит, чтобы оградить пенсионеров от чиновничьего пренебрежения к их жизненным потребностям. Тем, чьи заслуги неоспоримы, государство обязано воздать и отдать. Это простая конституционная обязанность власти.
Что за сменой вех?
Государство махнуло рукой на пенсионеров в начале 1990-х, когда к власти пришли младореформаторы.
При президенте Путине смена вех состоялась. Рыночный процесс в России приобрел необратимый характер. Бюджет стал устойчиво профицитным, чем мало какая из мировых держав может похвастаться. Казна переполнилась валютой, под гарантию которой частный капитал беспрепятственно наделал сумасшедшие долги в западных банках. Число миллионеров и миллиардеров растет. Веская причина экономить на стариках исчезла.
Тем не менее власть в центре и на местах установила "стоимость минимального набора продуктов питания" для пенсионеров в июне и декабре 2007 года. Чтобы, значит, не переедали наши ветераны.
В целом по РФ - 1666 рублей 30 копеек (июнь), 1802 руб. (декабрь).
В Тамбовской области - 1378 руб. 50 коп. - 1537 руб.
В Чукотском автономном округе - 5025 руб. 50 коп. - 4982 руб. 10 копеек.
В Республике Марий Эл - 1395 руб. 10 коп. - 1632 руб. 20 копеек.
В Курганской области - 1417 руб. 20 коп. - 1619 руб. 40 копеек.
Не знаю, как на Чукотке, но в Москве на еду иным домашним животным, зверям больше тратят. В среднем. Кто-нибудь из тех, кто причастен к составлению таких норм, пробовал сам протянуть на эти суммы месяц-другой? Даже в качестве борьбы с лишним весом? (Эти нормы опубликованы в "РГ" в качестве официальных документов 19.09.07 на с. 22-23 и 14.03.08 на с. 12-13.) Она их публикует регулярно.
Менять надо эту шкалу социальной обеспеченности стариков и малоимущих. И начать бы с официального признания, что пенсионная реформа в варианте минфина, минздравсоцразвития, Госдумы провалилась. В субъектах Федерации это уже признали. И некоторые, такие как Москва, принимают меры, чтобы исправить положение. Ресурсы для этого в новой России есть. Росстат выдал любопытные и обнадеживающие сведения. Зарплата (средняя) чиновников в Москве в 2007 году была 34,3 тыс. руб., в Питере и того больше - 36,7 тыс. руб. Значит, есть порох в бюджетных пороховницах. Правда, не для всех - 13 527 руб. была средняя зарплата у россиян. Средняя. Значит, у многих была и меньше.
Всем - спасибо!
Что еще возмущает наших пенсионеров, так это цинизм нынешней жизни. Например, объявляется: с 1 апреля (мая, августа, декабря) "старикам станет легче жить": пенсия увеличивается на 15 процентов. Как пишет в редакцию Н.Н. Самсонова из Новосибирской области, мы радостно вздыхаем: ну, наконец-то. Но какой-то заботливый иезуит разделил нашу мизерную пенсию на две части - базовую и страховую. Увеличивается всегда одна часть. Редко - обе части. Прибавка выходит оскорбительно нищенской. К моменту ее получения цены действительно скакнули на 15 процентов. Впечатление такое, что нас просто хотят доконать, возмущается пенсионер.
Или еще из жизненных реалий. Люди своим полувековым трудом заработали на хорошую квартиру, в которой им комфортно (наконец-то!) живется. И хотят они пожить теперь в свое удовольствие отмеренный им срок. Не обузой для родственников.
А платить за этот земной рай нечем. Пенсии не хватает.
А еще в письмах пенсионеров содержится слезная просьба: "Убедительно просим не допускать к работе в Комитете Госдумы 5-го созыва по пенсионным вопросам депутатов и других лиц, ранее работавших над провальной пенсионной реформой".
Необходимое послесловие
За последние более чем полугода власть реально повернулась лицом к старикам, свою позицию заявили и обнародовали и Д. Медведев, и В. Путин: внесли обнадеживающие поправки в пенсионное законодательство, добавили проценты к размеру пенсий... Процесс пошел. Но при этом круче, стремительнее, чем рост заботы о стариках, росли цены.
Старики хотят того же, что и власть, - хорошо жить. Только у них, стариков, все никак не получается. Что там будет в 2020-м, ни один ветеран войны уже не узнает. И ветеран послевоенного ударного труда. Нас прикончат инфляция, сильно опережающая темпы забот о старшем поколении, замороженная медицина и... "экономия во всем".
Кто ж не понимает, что мы не настолько разбогатели, чтобы каждому отваливать по бюджетному миллиону. (С другой стороны, кое-кто и сам берет - и через бюджет, и мимо него. Да не миллионами - миллиардами.) Во всяком случае некорректно сталкивать лбами сословия, заявляя: можем пенсионерам поднять пенсии до потолка, но тогда такую же сумму отберем у армии, или у науки, или у дорог...
Есть еще один расхожий аргумент в этом споре: Россия вступила в мировой рынок, цены на энергоносители, жилье, продовольствие должны быть ориентированы на западный уровень.
Прекрасно. Но тогда и зарплаты, и пенсии, и другие социально значимые выплаты тоже должны быть сравнимы с западными.
Сейчас вовсю идет дискуссия - как быть? Как искоренить голоштанную бедность и вернуть людям уважаемую старость? Хорошо бы дождаться внятного ответа не в далеком 2020 году, а в обозримые сроки.
Сергей Афанасьев, директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России:
- Действительно, сегодня пенсии 14-ти процентов пенсионеров ниже прожиточного минимума. В 2002 году были внесены изменения в пенсионную систему, которые мы называем "реформой", поскольку существовавшая на тот момент "советская" модель пенсионного обеспечения была серьезно пересмотрена. Так вот проблема тех изменений в том, что они были, прежде всего, обращены в будущее: на лиц 1967 года рождения и моложе, которые только вступили в трудовую деятельность.
А граждане, которые на тот момент уже находились или должны были в ближайшее время выходить на пенсию, и которые рассчитывали, что изменение пенсионной системы улучшит их материальное положение, практически остались на своих прежних пенсиях, которые, правда, не в пример прежних лет, стали регулярно индексироваться в соответствии с ростом цен и доходов Пенсионного фонда.
Кстати, пенсии будут повышаться и в 2009 году: базовая часть - на 37,2 процента, страховая - на 15,6 процента. В результате к концу 2009 года средний размер социальной пенсии будет обеспечивать прожиточный минимум пенсионера в России и составит 4176 рублей.
Трудовые пенсии возрастут в среднем за год на 1113 руб. Их средний размер к 2010 году составит 5749 руб., в том числе - средний размер трудовых пенсий по старости - 6091 руб.
Но почему пенсионеры не получили существенного повышения своих пенсий в 2002 году? Связано это с тем, что тогда сохранение и денежная оценка ранее приобретенных ими пенсионных прав были осуществлены по действовавшим в тот период нормам. Пересмотра этих прав не планировалось, а их реальное содержание было ограничено фактическими доходами Пенсионного фонда. Таким образом, все неплатежи работодателей в пенсионную систему напрямую урезали пенсионные права пожилых граждан. Можно говорить, что они были занижены в 1,5-2 раза.
Так вот те предложения по развитию пенсионной системы, которые утверждены Правительством сейчас, фактически возвращают долги пенсионерам. Основной механизм - валоризация, то есть увеличение денежной оценки пенсионных прав, сформированных у людей по состоянию на 1 января 2002 года, причем в первую очередь - в советское время - до 1991 года.
С 1 января 2010 года пенсионные права для всех будут проиндексированы на 10 процентов, а для трудившихся в советское время - дополнительно еще по одному проценту за каждый год стажа до 1991 года. В среднем это даст прибавку около 1700 руб. В 2011 году средняя пенсия по старости должна обеспечивать 2, в 2016 году - 2,5 прожиточных минимума пенсионера. Кстати, такие показатели были характерны для "советской" системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан, которую многие вспоминают как справедливую: средняя трудовая пенсия (100 руб.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.).