В УрФО повсеместно снижаются цены на горюче-смазочные материалы. По данным УФАС, в октябре бензин и дизельное топливо на автозаправках подешевели в среднем на 60-80 копеек.
- Первым на призыв федеральных властей скорректировать цены откликнулось руководство ОАО "Екатеринбургнефтепродукт", - отмечает глава Свердловского УФАС Татьяна Колотова. - На АЗС этой компании стоимость бензинов всех марок опустилась еще 21 октября.
Второй крупный игрок на екатеринбургском рынке - "Пермьнефтепродукт" ("ЛУКОЙЛ") - тянул с понижением до последнего.
- Розничные цены на нефтепродукты мы смогли скорректировать только после снижения оптовых, - оправдываются в компании. - Кроме того, за эти полгода наш бензин уже дешевел дважды - в августе и сентябре.
В "ЛУКОЙЛе" отмечают, что цифры на автозаправках могут снизиться еще на три-восемь процентов. Последующая корректировка будет зависеть от колебаний мировых цен на "черное золото". Темпы роста доступности нефтепродуктов зависят сейчас и от предполагаемых изменений в налоговом законодательстве.
По словам экспертов, нефть в стоимости отечественного бензина составляет только десять процентов, цена в большей степени зависит от НДПИ и акцизов, которые в России значительно выше, нежели отчисления нефтепереработчиков США. Поэтому ставить в пример нашим автозаправщикам заокеанских, снизивших розничные цены на треть, некорректно.
По этим же причинам не ожидается ценопада на горючее в ЯНАО. По словам главы регионального УФАС Олега Печерина, удешевление бензина на один-три процента произошло в Ноябрьске, Пуровском районе и Новом Уренгое. В большинстве муниципалитетов Ямала, включая Салехард, дешевый бензин появится не раньше будущего года.
- Сложности, связанные с транспортировкой горючего, вынуждают многие предприятия "затовариваться" впрок, - заявляет Печерин. - То есть сейчас реализуются ГСМ, приобретенные несколько месяцев назад.
Старые запасы бензина реализуют и в Челябинской области. По мнению владельцев АЗС, в ноябре нефтепродукты могут подешеветь на пять процентов из-за снижения оптовой цены.
"Фьючерсные цены будут и в дальнейшем определять стоимость ГСМ", - заявляет директор компании, продающей бензин в Зауралье, Сергей Чистяков. По его убеждению, цена горючего в следующем месяце может упасть по сравнению с сентябрем на пять-семь рублей. Однако, ни Чистяков, ни его коллеги в УрФО не могут ответить на вопрос, как долго продлится спровоцированный кризисом "дисконтный период".
- За последние полторы недели на тюменских автозаправках литр 92-го бензина подешевел на 1,5 рубля, АИ-80 - на 50 копеек, АИ-98 - на рубль, - говорит глава Тюменского топливного союза Юрий Мельников. - Не изменилась розничная стоимость горючего марки АИ-95 и дизельного топлива. На днях все начнут переходить на зимнее дизтопливо, производство которого значительно дороже. Цена солярки должна была увеличиться, но рост компенсировало произошедшее снижение.
Между тем нынешнее понижение цен может пройти мимо бюджетных организаций и предприятий, приобретающих ГСМ через механизм государственных и муниципальных закупок.
- Установленная ранее цена госконтракта может меняться, но лишь по обоюдному согласию сторон, - отмечает заместитель главы Свердловского УФАС Марина Пушкарева.
Заложниками высоких цен на ГСМ регионы Урала становятся и из-за отсутствия собственных нефтеперерабатывающих заводов. Но все обозначенные проблемы - не оправдание инертности владельцев АЗС, опустивших цены только после настойчивых рекомендаций.
- Деятельность ФАС по-прежнему направлена на выявление и предотвращение ценовых сговоров, сокращение количества посредников между аэропортами и НПЗ, - заверяют в службе.
Так, в результате проведения Свердловским УФАС в 2007-2008 годах еженедельных мониторингов доказаны факты монопольного сговора по ценам на горючее между "ЛУКОЙЛом" и "Екатеринбургнефтепродуктом". Подобные нарушения фиксировались и в Тюменской области, где ряд компаний удерживал одинаковые цены на бензин и дизтопливо. На нарушителей антимонопольного законодательства наложены штрафы в десятки миллионов рублей.
По мнению специалистов ФАС, назрела необходимость принятия мер, сдерживающих экспорт мазута и дизельного топлива. Низкие пошлины стимулируют нефтяников отправлять ГСМ за рубеж. При этом взлетают цены внутри страны. По словам Юрия Мельникова, поскольку нефтяники в условиях падения мировых цен не могут зарабатывать на экспорте, они компенсируют выпадающий доход на внутреннем рынке.