Конфликт в Алтайском театре музыкальной комедии поставил его будущее под вопрос

Не утихли еще страсти после отъезда из Барнаула главного режиссера краевого театра драмы Владимира Золотаря, как в театральной среде заговорили о возможной отставке Владимира Филимонова - главного режиссера музыкальной комедии.

Причиной своего возможного ухода сам Владимир Филимонов называет конфликт в руководстве краевого театра музыкальной комедии: у главрежа не сложились отношения с новым директором Романом Ильиным, который был назначен на эту должность чуть больше года назад. До этого Владимир Филимонов 11 лет совмещал должность главного режиссера и директора театра.

- Было бы мне лет 40, я, наверно, ушел сразу, потому что не люблю конфликтовать, - пояснил корреспонденту "РГ" Филимонов. - Атмосфера в театре непростая, и я не скажу, что удалось добиться взаимопонимания и разделения полномочий с директором театра. Думаю, что Роман Ильин ошибочно считает, что директор это и есть художественный руководитель театра. Но не может быть двух художественных руководителей. Мне не хочется, чтобы директор вмешивался в дела главного режиссера: я занимаюсь труппой, формирую актерский состав, репертуар и эстетику театра. Директор отвечает за финансово-хозяйственную деятельность, а не за творческий процесс.

Однако у Романа Ильина на это своя точка зрения. Признавая, что без главного режиссера театр не может существовать, он все же уверен, что именно директор должен осуществлять принцип единоначалия во всех вопросах театральной жизни. По его мнению, в системе бюджетных театров государство устанавливает правила игры.

- У нас государство представляет администрация края, и мы должны выполнять те задачи, которые она перед нами ставит: по количеству спектаклей, числу зрителей, - рассуждает Ильин. - А вот наполнять спектакль положительными, добрыми эмоциями - это как раз работа режиссера. Владимир Николаевич вполне работоспособен, он прекрасно понимает, какие задачи стоят перед театром.

Хотя Роман Ильин и уверен, что работа должна строиться в тандеме режиссера и директора, но в то же время считает, что один режиссер не должен ставить весь репертуар театра.

- Сейчас появилась возможность приглашать известных и талантливых режиссеров из других регионов, чтобы показали нашему зрителю что-то новое. У каждого свой почерк, свои особенности - зритель от этого только выиграет. Поэтому будет Владимир Николаевич главным режиссером - хорошо, нет - проблемы не вижу, у нас своих талантов достаточно, есть предложения и от других режиссеров.

На одних должностных обязанностях нормальную труппу и репертуар создать невозможно

Так кто же действительно должен руководить творческим процессом в театре - главный режиссер или директор? Ведь на одних должностных обязанностях нормальную труппу и репертуар не создашь. Оказывается, непростая ситуация, которая сложилась в двух краевых театрах, сначала в драме, а теперь и в музкомедии, довольно типична для современной театральной России. Об этом говорит и директор фестиваля "Реальный театр", эксперт национальной театральной премии "Золотая маска", заместитель директора Екатеринбургского театра юного зрителя Олег Лоевский.

- Если уходит главный режиссер, то театр, поверьте мне, попадает в сложную ситуацию, - уверен Лоевский. - Сейчас найти хорошего режиссера - неразъездного, талантливого, который будет всего себя отдавать работе, а не имитировать деятельность, - очень непросто. Я 35 лет работаю в театре и последние два года без главрежа. Знаю всех до одного режиссеров России и не могу найти главного. В этом ужас сегодняшней жизни: никто не хочет ни с кем договориваться. Разучились вести диалог, разучились слушать друг друга, идти на компромисс. Мало кто может сегодня за такие оклады взять на себя ответственность за театр. В основном работают так: приехал, поставил, деньги получил - уехал.

Конфликт между главным режиссером и директором расколол на два лагеря и труппу театра. Как рассказал корреспонденту "РГ" один из актеров музкомедии, в творческом коллективе сейчас преобладает чувство неопределенности и нервозности. Вопрос обостряется еще и тем, что зимой 2009 года в театре должен начаться капитальный ремонт. Администрация края выделяет на это сотни миллионов рублей, и любой скандал, связанный с жизнью театра, может вызвать неудовольствие чиновников и депутатов КЗС.

Подлил масла в огонь и так называемый народный кастинг. Руководство театра объявило набор в труппу самодеятельных артистов, не имеющих специального театрального образования. Прошедшим кастинг были обещаны  контракт и хорошие роли в будущем. Причем, по словам Филимонова, его об этом нововведении никто даже не предупредил.

- Краевое управление по культуре, зная о нездоровой атмосфере в музкомедии, могло бы вмешаться в ситуацию, может быть, пригласить нас обоих - третейский судья тут необходим, - констатирует Филимонов. - Меня очень волнует будущее театра и будущее актерской труппы: случайные постановки случайных режиссеров никому не пойдут на пользу.

Комментарий

Анатолий Ломакин, начальник управления Алтайского края по культуре:

- Я, как руководитель отрасли, считаю, что вмешиваться в данный конфликт нет никакой необходимости. Да и сам конфликт в большей части преувеличен. Владимир Филимонов - профессионал своего дела, но иногда он просто забывает, что сейчас другое время.

С развитием рыночной экономики к организационным управленческим отношениям предъявляют все более высокие требования, выстраиваются новые производственные отношения. Если раньше в театре, в прямом смысле этого слова, было двоевластие, то есть обе должности - и директора театра, и главного режиссера - были назначаемыми и равнозначными, то сейчас ответственность за все происходящее несет директор. Современный директор театра - это профессиональный менеджер, который головой отвечает и за производственные, и за творческие, художественные процессы. В этом смысле претензий к работе директора театра Романа Ильина у меня пока нет.