Одной из задач, которую обозначил президент Дмитрий Медведев в своем Послании, является участие России в радикальном реформировании мировой экономической финансовой системы. Какие действия в связи с этим можно ожидать от России?
Понятно, как и большинство стран с развивающимися рынками, она будет добиваться нового порядка принятия решений в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке (ВБ). Сегодня в этих институтах - налицо доминирование США. Этих перемен будет очень сложно, почти невозможно добиться, поскольку "контрольный пакет акций" и МВФ, и ВБ находится у США и других крупнейших индустриальных стран. В связи с этим прогнозируется появление локальных многосторонних финансовых структур, которые частично будут замещать функции МВФ. В среднесрочной перспективе такие структуры могут возникнуть в рамках "двадцатки", стран БРИК, или других объединений стран "по интересам". Прежде всего речь идет о развивающихся экономиках - они-то и попытаются принять на себя часть функций МВФ, связанных со спасением национальных экономик. Для этого может быть проявлен интерес к созданию некоего объединенного фонда, средства которого будут направляться в "горячие точки" на погашение финансовых пожаров. Кроме того, чтобы уйти от однополярного финансового мира, сконцентрированного в Лондоне и Нью-Йорке, в рамках "двадцатки" или стран БРИК возможно и создание нового международного рейтингового агентства, находящегося в собственности группы стран. Такие частные агентства-олигополии англосаксонского мира, как Moody s, Standard&Poor s, уже дважды доказали свою неэффективность в оценке глобальных рисков (азиатский кризис 1997 года, финансовый кризис 2007-2009 годов).
Еще одно направление, в котором Россия попробует добиваться результатов, - создание более жесткой структуры наднационального регулирования финансовых рынков, которые сейчас страдают от спекулятивных атак, финансовых инфекций, манипулирования хедж-фондов и других глобальных игроков. Однако для этого потребуется расширить систему международного права, охватив многосторонними отношениями такие области, как раскрытие информации об операциях на глобальных рынках. К примеру, крайне непрозрачен сегодня огромный внебиржевой оборот, в котором задействованы хедж-фонды и другие трастовые структуры. Расширение международного законодательства, направленное на развитие управления рисками, в свою очередь потребует присоединения к известному Базельскому соглашению новых соглашений, покрывающих риски всего финансового сектора, а не только банков. К сожалению, система базельских соглашений оказалась "узкой", не способной предотвращать глобальные финансовые риски. Столь же "узкой" проявила себя и система раскрытия информации, оценивающая финансовую стабильность в рамках МВФ и Банка международных расчетов в Базеле.
По аналогии с международным законодательством в области борьбы с "грязными" капиталами и противодействия финансированию терроризма необходимо также создать международную организацию наподобие "Трансперентед Интернешнл", которая так же эффективно противодействовала бы широко распространенной практике манипулирования, инсайдерской торговли, спекулятивных атак на финансовых рынках отдельных стран.