В Воронеже инвалидам трудно попасть в театры и концертные залы

Отсутствие пандусов, специальных парковок, мест для колясочников в театрах и концертных залах - все это нарушает права инвалидов. Соответствующее представление на имя главы Воронежа Сергея Колиуха внесла городская прокуратура.

Надзорный орган проверил исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов" по обеспечению прав беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и выявил "неединичные факты его нарушения".

Прокуратура, в частности, констатировала: почти на всех открытых автостоянках нет дорожных знаков, свидетельствующих о том, что их владельцы выделяют бесплатные места для транспортных средств инвалидов. Впрочем, дефицит парковочных мест - лишь малая толика нарушения прав людей с ограниченными возможностями. Не лучше дело обстоит с качеством тротуаров, которые должны быть широкими, ровными, имеющими пологий съезд на проезжую часть. Человек, передвигающийся на коляске, мало куда может проникнуть беспрепятственно. К примеру, не сможет без посторонней помощи подняться в здание театра, преодолеть "полосу препятствий" по пути в зрительный зал. А если это и удалось, то неминуемо возникает проблема размещения там кресла-коляски. Общественные организации инвалидов давно уже настаивают на том, чтобы в учреждениях культуры сняли по два-три кресла и оборудовали места специально под "колясочников". Пока этим просьбам вняла только администрация театра кукол "Шут": здесь детям-инвалидам организовали ряд прямо у сцены. Аналогичная ситуация с доступом в библиотеки, аптеки, парикмахерские, кафе, не говоря уже о жилых домах. Складывается впечатление, что инвалидам не нужно покупать лекарства, не нужно стричься и вообще незачем выходить на улицу. Как сетуют сами заложники "агрессивной" инфраструктуры, в числе автобусов, закупленных по губернаторской программе "народный маршрут", которые бесплатно возят социально незащищенных горожан, не оказалось ни одного с подъемником.

На предложения общественников возвести пандусы строители отвечают: "Это коммерчески не выгодно"

Еще в 2003-м общественники обратились к местным властям с просьбой составить перечень первоочередных объектов, которые необходимо обустроить для беспрепятственного доступа туда инвалидов. Информация о количестве объектов и сметы поступили из всех районов области, не удосужились провести инвентаризацию только в Воронеже.

С того времени в городе мало что изменилось. Правда, кое-где пандусы все-таки появились. Но поскольку их строительством занимались люди, явно далекие от нужд инвалидов, то для последних подъем с высоким углом наклона стал очередным непреодолимым препятствием. Недавно в присутствии представителей мэрии инвалиды провели эксперимент: пытались подняться по пандусу в библиотеку имени Никитина. Нескольким людям с колясками разной модификации это оказалось не под силу, поскольку пандус "упирается" в колонну.

Согласно Градостроительному кодексу и законодательству о соцзащите разработка проектной документации, реконструкция и строительство зданий и сооружений должны вестись с учетом соблюдения условий беспрепятственного доступа для инвалидов. У воронежских строителей на все предложения общественников по поводу квартир, адаптированных для инвалидов, пандусов и прочих спецэлементов жилой среды до сих пор был один ответ: "Это коммерчески не выгодно". Несколько лет назад общественные организации инвалидов направили в региональные и местные органы власти письма с просьбой включить своего представителя в состав комиссии, принимающей вновь построенные здания. Однако чиновники посчитали такое представительство нецелесообразным.

После избрания в марте этого года нового мэра общественные организации инвалидов инициировали очередной "раунд переговоров" с городской администрацией. Говорят, обнадеживает уже то, что на их обращение последовала реакция.

Комментарии

Михаил Усов, старший помощник прокурора Воронежской области:

- После вмешательства прокуратуры городская администрация в июне 2008-го года приняла постановление "О создании условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры", в котором всем заинтересованным службам было поручено до 1 августа подготовить соответствующие предложения. Однако нормативный правовой акт либо муниципальная программа, обеспечивающие создание благоприятной инфраструктуры для инвалидов, до настоящего времени не приняты.

Анна Царалунга, председатель воронежской общественной организации инвалидов, больных нервно-мышечными заболеваниями:

- Мы направили в мэрию свои предложения по решению проблемы беспрепятственного передвижения инвалидов. Речь, в частности, идет о создании своего рода "социального такси" - приобретению автобусов с подъемниками. Просим также обустроить объекты, доступ в которые инвалидам необходимо обеспечить в первоочередном порядке. Нам пообещали, что расходы на эти цели будут включены в бюджет будущего года.

Ольга Самарина, директор департамента развития социальной защиты Минздравсоцразвития РФ:

- В сентябре министр иностранных дел подписал Конвенцию о правах инвалидов (одобрена Ассамблеей ООН еще в 2006-м году), теперь ее должны ратифицировать в Госдуме и Совете Федерации. В документе речь идет о ликвидации дискриминации инвалидов, их праве на образование, труд, индивидуальную мобильность. Мы уже провели анализ российского законодательства на предмет его соответствия положениям Конвенции - ничего критического здесь нет.

На местах власти могут сделать массу вещей, которые упростят жизнь не только инвалидам. К примеру, заходить в низкопольный автобус легче и мамам с детьми, и пенсионерам. И не надо называть инвалида человеком с ограниченными возможностями: его возможности неограниченны - просто надо дать их реализовать.

Кстати

В Воронеже прошел "круглый стол", где обсуждалась проблема трудоустройства инвалидов. По словам сотрудников службы занятости, бывают случаи, когда руководитель предприятия готов обустроить рабочее место для инвалида с учетом его заболевания, да и сам человек рад трудиться, но вынужден отказываться от заманчивого предложения, поскольку не в состоянии преодолеть путь от дома до работы.