Нерадивые студенты встречались во все времена, но теперь для них, что называется, раздолье.
Не хочешь возиться с рефератом, курсовой или дипломом? Нет времени? Открой газету объявлений, зайди в Интернет - желающих выполнить за тебя работу и получить за это вознаграждение найдется масса. Но вот о том, что с липовыми знаниями вряд ли удастся найти перспективную работу, нынешний студент старается не задумываться.
Семеро смелых
- Я был одним из первых студентов-заочников филиала Российской таможенной академии во Владивостоке. Первый поток, - вспоминает Сергей, выпускник таможенной академии, - экзамены, установочные лекции, задания к сессии. Опомнился незадолго до экзаменов - сделать надо столько, что голова кругом пошла. Еще и работа. Кинулся по библиотекам - информации ноль. Приятели подсказали - закажи работу. Интернета тогда у меня не было, стал звонить по телефонам, указанным в газете. Несколько человек отказались сразу - специальность незнакомая, о чем писать - непонятно. Наконец нашлась добрая душа, пообещала - не волнуйся, все сделаю. И сделала. Пришли к преподавателю, у него отдельной стопкой несколько работ, в том числе и моя. Выяснилось, что эти семь курсовых написаны, что называется, слово в слово. В общем, эта женщина одна на весь город решилась на эксперимент. Но когда желающих воспользоваться плодами ее интеллектуального труда оказалось несколько, не стала напрягаться - просто распечатала одну работу семь раз.
Курсовую мне пришлось переписать самостоятельно. Оказалось, что многое я знаю из опыта - ведь до этого уже проработал в таможне несколько лет.
Кстати, такие ситуации, рассказывают преподаватели вузов, совсем не редкость. Правда, теперь, когда у каждого студента есть компьютер, чаще встречаются, так сказать, не авторские работы, а скачанные из Интернета.
От сессии до сессии
А эта история произошла с корреспондентом "РГ" лично - лет 15 назад. Один из спецкурсов по PR, предмету в ту пору новому, у нас преподавала молодая аспирантка Наталья Владимировна. Девушка работала на износ. Переводила иностранную литературу, доставала редкие книги. Зачет нам предложила сдавать с помощью реферата. Но, как известно, от сессии до сессии…Так уж получилось, что именно эту работу я все откладывала "на потом". Когда до часа "Х" оставалось буквально два дня, началось... Коллега по редакции поинтересовалась, как идет подготовка к сессии. Я объяснила ситуацию.
- Не паникуй, - успокоила она. - У меня есть приятельница, она этим вопросом вплотную занимается. Попрошу материал у нее.
Прихожу на экзамен, начинаю бодро читать "перекатанный" реферат. Глаза у Натальи Владимировны становятся круглыми.
- Давайте зачетку, - наконец говорит она ледяным голосом.
- Что-то неправильно? - блею я.
- Нет, все верно, ставлю "пятерку". Что, по-вашему, я должна поставить за свою собственную работу?
Кто же мог знать, что любознательная подруга коллеги и моя преподавательница - одно и то же лицо!
Между прочим, одно из объявлений во Всемирной паутине обещало, что работы студентам выполнят преподаватели вузов. Конечно, законом это не запрещено, но есть устав вуза, где, как правило, оговариваются подобные моменты. Чаще всего преподавателю, уличенному в том, что он пишет работы за студентов, грозит увольнение.
Доверяй, но проверяй
Правда, как правило, подобным образом подрабатывают вовсе не преподаватели.
- Я окончил ДВГТУ по специальности "электроснабжение" несколько лет назад. Долго не мог найти достойную работу. Перебивался случайными заработками. Денег в семье катастрофически не хватало, - делится Александр. - Однажды решил писать за деньги курсовые и дипломы - голова вроде на месте. Дал объявление. Вскоре нашлись желающие. Первый год было трудно, к новой профессии отнесся ответственно, ходил в библиотеку, стал своим в вузовских читальных залах. Потом стало легче. Понял, что от студентов-заочников (чаще за помощью обращаются именно они) преподаватели не ждут ничего сверхъестественного. А кроме того, к тому времени у меня появилась база из нескольких десятков работ, которые можно было бесконечно переписывать, усовершенствовать. Знаю, что некоторые мои "коллеги" вообще не утруждают себя чтением книг, а просто скачивают информацию из Сети. Некоторые даже не проверяют данные. Одна студентка как-то пожаловалась, что в работе по бухгалтерии использовалось устаревшее налоговое законодательство. Так что советую - если решили заказать работу, проверяйте, что вам там написали. Что касается самих студентов - мне кажется, что такое учение - это вред, который они наносят сами себе. Такое образование я называю купленным.
По понятным причинам мы не станем указывать телефоны компаний, которые занимаются написанием курсовых и рефератов и ориентировать читателей по ценам на них.
Зато приведем данные статистики - естественно, не официальной. Если верить цифрам - 10 процентов студенческих работ делается "дядей" или "тетей". Чаще всего за помощью обращаются студенты технических вузов, будущие экономисты и юристы. А вот студентов языковых специальностей среди них немного. Еще меньше будущих врачей. Значит, студенты понимают, что плохой врач - это может быть фатально. А вы говорите, главное - деньги…
Людмила Васильева, профессор Института международного туризма и гостеприимства ДВГУ:
- У многих преподавателей отрицательное отношение к купленным курсовым и дипломам, но поскольку подобные "труды" приходится видеть очень часто, начинаешь относиться к ним как к данности, веянию времени. Кажется, студенты верят в то, что они просто обязаны переписывать или компилировать теоретическую часть работы. Глядя широко раскрытыми глазами, говорят: "Это же теория, она едина".
Я работаю в высшей школе 30 лет и хорошо чувствую работу, ее стилистку. Если студент обычнокосноязычен, не отвечает на семинарах, а тут вдруг "лейся, песня!", то сразу все понятно…
Говорят, компьютерщики составили специальную программу, которая "видит" скачанные из Интернета абзацы. У нас вместо умной машины - собственные знания, кругозор и опыт.
Как бороться с этим? Обычно я, получив подобные "шедевры", требую усилить практическую часть работы. Прошу рассказать, как положения теории реализуются на практике, причем на конкретных примерах. Если вы разрабатываете стратегию рекламной компании (я преподаю PR) - разработайте ее! Предложите свои ходы по организации имиджа, дополните материал интервью с директором.
По-другому с этим явлением, по-моему, бороться никак нельзя.
Татьяна Горностаева, заведующая кафедрой информатики и вычислительной техники физико-математического факультета Уссурийского педагогического института:
- Скопировать из Интернета работу по гуманитарным дисциплинам действительно несложно. Более того, не особенно добросовестным преподавателям это иногда даже на руку, поскольку на таких студентов не надо тратить лишнее время. Предоставил тему - и все.
Но вот что касается точных наук, то этот номер проходит редко. Во-первых, в подобной работе помимо теоретической части обязательно должна содержаться практическая часть (естественно, сугубо индивидуальная).
Во-вторых, преподаватели точных наук стараются подстраховаться. Например, подбирают для своих студентов нестандартные темы курсовых и дипломных работ, по которым во Всемирной сети они вряд ли что-либо найдут. Разве что скачают несколько подходящих, на их взгляд, по смыслу абзацев. Но такую " липу" замечаешь сразу.