Последнюю гайку, соединяющую правый и левый пролеты нижегородского метромоста, закрутил губернатор Валерий Шанцев. Это событие - безусловно знаковый момент во всей истории развития нижегородского метрополитена - было приурочено ко Дню народного единства. Символическое закручивание гайки получилось самостоятельным праздником в общем народном гулянье.
"В День народного единства мы соединили заречную и нагорную части Нижнего Новгорода. Строительство метромоста является демонстрацией нашей силы, нашей мощи, технологической грамотности, - заявил Шанцев. - Впереди у нас много работы, но дорогу осилит идущий. Мне в жизни пришлось завернуть немало гаек, но когда вкручиваешь такую - душа поет", - подчеркнул нижегородский губернатор.
После того как метромост сомкнулся, губернатор под залпы салюта дал старт тоннельно-проходческому комплексу "LOVAT" - машине, которая будет рыть тоннели метро от моста до выхода на одну из центральных площадей Нижнего Новгорода. Особую торжественность событию придал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, отслуживший молебен на начало доброго дела и щедро окропивший святой водой как метромост, так и всех присутствующих.
"Хочу напомнить строителям слова апостола Павла: "Обстоятельства не отменяют обязательств". Сегодня мы молимся, чтобы обязательства были выполнены в срок, несмотря ни на что", - отметил владыка, чем вызвал одобрительные аплодисменты участников стартового митинга.
Действительно, "обстоятельства и обязательства" для начала строительства метро в центральной части города - слова ключевые. Именно обстоятельства затормозили обязательства по строительству метромоста в конце прошлого века - пресловутый "недостаток финансирования" безапелляционно заморозил стройку века.
Метромост в Нижнем Новгороде начали строить в 1992 году. Вскоре строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. Но два года назад стройка активизировалась. Политическая воля Валерия Шанцева плюс титанические усилия строителей, которые трудились днем и ночью, стали настоящей движущей силой для этой грандиозной стройки. Строителям пришлось смонтировать около 14 тысяч тонн металлоконструкций, и смычка моста была самым сложным этапом. Масштабность сооружения подчеркивают и объемы финансирования: стоимость метромоста и подходов к нему составляет 22 млрд рублей. Мост через Оку стал третьим в России сооружением, на котором совмещено движение метро и автомобилей.
Теперь, после соединения пролетов, начнется укладка дорожного покрытия на верхней части моста, где пойдет автомобильное движение, монтаж рельсов и остекление на нижней части, где будут курсировать поезда метро. Автотранспорт по новому мосту пойдет уже в конце следующего года, а запуск метро намечен на декабрь 2010-го. Открытие метро в верхней части города позволит увеличить пассажиропоток подземки в три раза, при этом нагрузка на существующие мосты через Оку значительно снизится. На открытие метромоста уже пообещал приехать президент России Дмитрий Медведев на встрече с нижегородским губернатором, которая состоялась буквально накануне Дня народного единства.
"Весь 2010 год мы будем готовиться к пуску метро, у нас есть все для того, чтобы в декабре первый поезд метро пошел с заречной до нагорной части города, - сказал губернатор. - Хотелось бы, чтобы все нижегородцы и россияне узнали - жизнь идет, объекты строятся, область развивается".
Строительство дорог и мостов - одна из приоритетных задач регионального правительства. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, разработанная по инициативе Валерия Шанцева, диктует масштабные преобразования транспортной системы в регионе. В числе крупных проектов - строительство южного и северного обходов Нижнего Новгорода, низконапорного гидроузла и второго моста через Волгу, строительство скоростной железной дороги Нижний Новгород - Москва, а также модернизация международного аэропорта Нижний Новгород. Реализация этих проектов позволит превратить нижегородский мегаполис в крупнейший транспортный узел России.
"И мы будем двигаться дальше в этом направлении, будем строить новые объекты, а для этого всем нижегородцам нужно больше работать, чтобы их деньги, которые поступают в виде налогов, направлялись на развитие Нижегородского региона, делали жизнь людей лучше", - отметил Валерий Шанцев.