Из-за кризиса резко упал спрос на новогодние путешествия. В непростой для экономики ситуации россияне предпочитают не тратить деньги на традиционный отдых в январские каникулы, а переждать неприятности дома на диване, констатируют туроператоры.
Если все последние годы отечественный туристический рынок рос как на дрожжах, то сейчас игроки рынка говорят о стагнации, а на ряде направлений даже о значительном снижении потребительского интереса. В первую очередь это касается фешенебельных курортов, а также направлений, требующих длительного, более чем четырехчасового перелета. Так, сегодня оказались практически замороженными продажи на праздничные туры на Бали, Мальдивы и в Таиланд. Правда, относительно последнего туроператоры сомневаются, что больше повлияло на нежелание туристов ехать в такую даль - финансовый кризис или беспорядки в этой стране. Похожая ситуация сложилась и по горнолыжным курортам Болгарии и Словении. "Горнолыжные курорты - это своеобразный индикатор зимнего сезона, люди весь год ждут, когда смогут покататься на лыжах, - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. - Сохранился устойчивый спрос на альпийские курорты Австрии или Швейцарии, куда едут отдыхать в основном состоятельные люди. Зато продажи по бюджетным направлениям упали на 30-40 процентов. На тех же балканских горнолыжных курортах отдыхает российский средний класс, которому есть что терять". Еще больше экономят любители моря и солнца. По отдельным "теплым" направлениям спрос на новогодние туры упал до 50 процентов. Израиль, куда россияне буквально валом валили весь последний месяц (в сентябре между нашими странами был открыт безвизовый въезд), сегодня практически "не продается". Любопытно, что не только не упал, но даже вырос спрос на железнодорожные туры в Финляндию. Возможно, это стало итогом постоянного роста цен на авиационный керосин. Именно последний фактор стал причиной провала нынешнего летнего туристического сезона, когда даже в пик продаж туроператоры еле-еле закрывали дырки в своих программах.
Больше всего туроператоры опасаются так называемого кризиса "глубинных" продаж, когда практически отсутствует долгосрочный спрос на турпутевки - на месяц-два вперед. Обычно компании формируют сезон минимум за полгода, примерно половина туров продается по заранее выкупленным блокам мест у авиакомпаний и гостиниц, другая половина - под запрос. В нынешней ситуации граждане покупают путевки непосредственно перед выездом. Еще одна проблема - у большого количества туроператоров зависли деньги в банках, которые также сейчас испытывают финансовые трудности. "Некоторые туроператоры не один год работают в минус, однако за счет большого оборота до сих пор им удавалось держаться на плаву. Скорее всего, кризис приведет к тому, что небольшие компании вынуждены будут выйти из игры", - считает генеральный директор Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев. С другой стороны, по словам Бобылева, в выигрыше окажутся потребители, так как сейчас туроператоры, чтобы покрыть хоть часть своих расходов, начнут понижать цены на путевки. Примеры щедрости уже есть: чтобы заманить россиян в Египет, туроператоры снизили стоимость отдельных туров почти вполовину. Если туристы не клюнут на приманку, уже после Нового года эксперты прогнозируют череду банкротств туркомпаний.
Фоном всего происходящего на рынке служат не утихающие споры вокруг десятикратного увеличения финансовых гарантий. На днях соответствующие поправки в законодательство получили одобрение в Комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству и вскоре будут рассмотрены парламентом в первом чтении. Давний противник увеличения фингарантий президент РСТ Сергей Шпилько накануне на пресс-конференции заявил, что сумма в 100 миллионов рублей существенно превышает реальный объем ответственности большинства российских туроператоров перед потребителями и при этом составляет лишь небольшой процент от годового оборота крупнейших туристических компаний. "Необходимо найти другой подход, например, в зависимости от оборота туроператора, или ввести страхование ответственности в зависимости от объема реализованного турпродукта", - настаивает Сергей Шпилько.
С позицией РСТ не согласен первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович, который настаивает на том, что вопросы об укреплении фингарантий становятся особенно актуальными в условиях финансового кризиса. По словам Канторовича, кризис приведет к санации туристического рынка, в которую могут быть вовлечены и туристы. В связи с этим он выразил сожаление, что поправки в закон не могут быть приняты немедленно. По оценкам экспертов, на это уйдет месяцев пять.