Практически всегда встречам на высшем уровне предшествует тяжелая психологическая атмосфера предварительных переговоров, нахождения взаимоприемлемых компромиссов.
Но такое "напряжение интеллекта и воли" уже в ходе встреч с участием президента России и руководства Евросоюза давало образец высокой и эффективной дипломатии. А полученные результаты, например, по статусу Калининградской области, признанию Европой рыночного характера нашей экономики, началу энергодиалога, строительству общего экономического пространства и другие, позитивные по сути, становились заметным шагом вперед. Сегодня, за несколько дней до встречи в Ницце, ситуация повторяется: в Москве и Брюсселе по-прежнему немало вопросов друг к другу.
В последние месяцы Россия и Евросоюз проходят тест на испытание временем и международными трудностями в политике и экономике. Уточняется перспективность их сотрудничества, экзаменуется сама возможность продолжения и расширения двустороннего диалога. Такая оценка исходит из реального факта публичной политики. В действиях 27 государств - членов ЕС применительно к России заметны конфликтные посылы, скептические настроения, русофобство. Среди стран - все те же, ранее замеченные на антироссийском треке Польша, Литва, Латвия, Эстония, Швеция. Альянс против Москвы практически сформирован. Несущая философия также понятна - однополярная организация мира вопреки законам и диалектике развития глобализации и взаимозависимой безопасности. Особого желания в том лагере перестроиться нет. Учиться в новых координатах им, наверное, трудно. Возможно, приход Барака Обамы и команды из демократической партии к управлению США изменит ситуацию к лучшему, развернет ее на принципы "политического реализма".
Но пока стереотипы, укоренившиеся в течение двух президентских сроков Джорджа Буша, дают о себе знать в дипломатии ЕС. Хотя, скажем, ради объективной оценки, внешняя политика Союза стремится к консолидированной позиции, к возможному единству в решениях по многим проблемам современности. Но за лозунгами "солидарности" ЕС все более заметен кризис и в отношениях старой и молодой "гвардии", среди тех, кто составляет базовую основу организации, ее ценностных ориентиров, и новичками призыва 2004-2007 годов. Об этой части новейшей истории Европейского союза приходится говорить с сожалением по двум как минимум причинам.
ЕС, претендующий на первенство в решении многих региональных и международных проблем, не сможет реализовать свои цели, да и уже часто не достигает желаемого в силу внутренней политико-концептуальной и политико-волевой диффузии. Пример - картина голосования по проекту Европейской конституции и Лиссабонскому договору. Скепсис на этот счет в недрах евроатлантических структур, тезис о недееспособности ЕС только укрепляются. Самолюбие организации задето - это видно по публикациям в западных СМИ.
Заметна невооруженным глазом усталость одного поколения (Германия, Франция, Италия, страны Бенилюкс) от поведения другого, политически амбициозного, которое решает свои и чужие имиджевые задачи, выполняя внутри организации подчас функции "волонтеров" и даже "терминаторов" (перечень известен, он у всех на виду). И естественно, что сегодня в адрес этой группы членов ЕС звучит открытая критика из Парижа, Рима, Берлина, Брюсселя, от руководства Евросоюза по таким, например, темам, как размещение американской ПРО в Европе, региональное кризисоурегулирование, торговые отношения.
Неконструктивное поведение отдельных членов Евросоюза применительно к Москве затрагивает, конечно, практические аспекты нашего общения. Например, сказывается на политическом решении ЕС начать наконец полноформатные переговоры по новому соглашению о стратегическом партнерстве с Россией. Как известно, соответствующая договоренность была официально принята летом 2008 года и практически сразу заморожена Евросоюзом из-за необъективной реакции организации на кавказские события в августе.
Следует сказать, что не все оценки политики ЕС к России построены в миноре восприятия. Трудно подчас оставаться большим оптимистом, но нельзя не видеть признаки эволюции к лучшему во взглядах отдельных политиков и конкретные российско-еэсовские достижения накануне очередной встречи на высшем уровне. Отметим позитивную реализацию четырех "дорожных карт". Стороны имеют существенные итоги по энергодиалогу. В последнее время с партнерами ЕС мы находили общий язык в сфере борьбы с организованной преступностью, коррупцией, наркотрафиком, по вектору укрепления роли ООН в международном сообществе, признания международных процедур мирного разрешения споров.
Имеются значимые наработки по тематике миротворчества, кризисоурегулирования в Африке, Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Заметно и перспективно наше сотрудничество с Евросоюзом в рамках реализации Плана Медведева-Саркози по постконфликтному урегулированию на Кавказе. В Москве обратили внимание и на готовность французского лидера обсудить в общеевропейском масштабе в будущем году идеи президента РФ по разработке договора по европейской безопасности. Возможно, на саммите в Ницце стороны придут к более конкретной договоренности.
Перед встречей 20 ведущих государств мира в Вашингтоне по проблемам мировой экономической и финансовой системы, которая состоится на следующий день после 22-го саммита РФ - ЕС, нельзя не обратить внимание и на конструктивный диалог по этой теме, который проводит Москва со своими европейскими коллегами. Конечно, остаются и многие важные проблемы, связанные, например, с единообразным толкованием и применением общепризнанных норм международного права, его прогрессивным развитием и безусловным соблюдением. Было бы в действительности солидно и перспективно, если бы обе стороны стали опекунами современной международной законности.
Встреча в Ницце предстоит непростая. Наверное, не все сказанное там приобретет форму договоренностей. Но важно говорить с нашими партнерами открыто и доказательно. Надо идти таким путем, потому что этот французский город пронизан духом России, ее культуры, несет на себе печать многовековых контактов России с европейским цивилизационным пространством.