Полеты всех самолетов над Россией можно будет проследить на одном экране

Полеты всех самолетов над огромной территорией России можно будет проследить на одном большом экране. И первый шаг к этому уже сделан - в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением введена новая резервная система "Альфа".

Теперь предстоит построить новые центры в Санкт-Петербурге, Калининграде, Якутске и модернизировать их в других городах России, пояснил корреспонденту "РГ" руководитель Росаэронавигации Александр Нерадько.

На бортах, где установлено современное оборудование, благодаря новой резервной системе появилась возможность не только вести самолет в воздухе по компьютеру, но и видеть на экране всю "дорожную обстановку". Что очень важно, поскольку позволяет избежать столкновений, когда пересекаются линии полета.

Что касается аэронавигаторов, то пока с помощью "Альфы" они будут только наблюдать за полетами, а не планировать их. Но вся информация, и речевая, и видео- радиолокационная, документируется. Данные хранятся на мощных серверах в течение 15 суток после полета для того, чтобы можно было провести ее оценку в случае необходимости или использовать на тренажерах для обучения диспетчеров. Допущенные ошибки можно разобрать, более того, создать трехмерное изображение воздушной обстановки.

Но скоро аэронавигаторы начнут планировать и полеты судов, рассчитывать их, увязывая с погодными условиями и техническими характеристиками самолетов. Ориентировочная стоимость второго этапа модернизации составляет 600 миллионов рублей. Завершить все инновационные преобразования московского центра планируют к 2012 году.

По словам Александра Нерадько, первый этап модернизации произведен отечественными предприятиями и только на средства, полученные от аэронавигационных сборов. Он сожалел, что не все компании их платят исправно, хотя аэронавигационные сборы в России примерно в три раза ниже, чем в Европе. Только бесплатное обслуживание самолетов альянса "ЭйрЮнион" обошлось Росаэронавигации в 250 миллионов рублей. На эти средства можно было бы создать еще одну "Альфу", которая обошлась в 260 миллионов рублей. Сейчас Рос аэронавигация предоставила экономические выкладки и данные о себестоимости небесного обслуживания. И в ведомстве надеются, что в Федеральной службе по тарифам все-таки внимательно их рассмотрят. Ведь за этим стоит безопасность полетов.

Сегодня воздушный гражданский флот России - это 2,5 тысячи самолетов в активной эксплуатации, из них только 8-10 процентов современные. Только около 5-6 процентов от общего числа самолетов в стране имеют на борту передатчики ГЛОНАСС GPRS. Для большого числа маленьких авиакомпаний переоснащение самолетов - дорогое удовольствие. Но делать это придется, правда, не в один год. Сейчас в Росаэронавигации думают, как сориентировать авиакомпании по срокам. "Это нормальная практика, когда за несколько лет компании готовятся к внедрению новых требований", - пояснил Александр Нерадько.

Планы

Федеральная антимонопольная служба предостерегает, что в случае покупки "Аэрофлотом" госпакета (25,5 процента акций) авиакомпании "Сибирь" возникнет ограничение конкуренции.

Сообщение о своих опасениях ФАС обнародовала вчера после того, как министерство транспорта поддержало инициативу "Аэро флота" о покупке акций "Сибири". "Сибирь" является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков, заявил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. И если "Аэрофлот" будет владеть блокирующим пакетом, пояснил глава ФАС, то конкуренция будет ограничена, потому что во многих случаях эти компании как раз конкурируют на внутренних и на внешних рейсах.

"Аэрофлот" рассчитывает на последующее наращивание доли в "Сибири" для консолидации бизнеса внутрироссийских перевозок. Минтранс поддержал эту инициативу, но оговорился, что при рассмотрении вопроса о продаже госпакета авиакомпании обязательно учитывается мнение минэкономразвития и ФАС. Росимущество уже неоднократно объявляло аукционы по продаже госпакета "Сибири", но желающих тогда купить этот актив не нашлось.

Как отмечают эксперты, финансовое состояние "Сибири" не из лучших, и поэтому поддержка более сильного коллеги сейчас очень своевременна. У крупных компаний больше шансов остаться на плаву. А замещение рейсов одной авиакомпании на другую может произойти и без покупки акций, просто по итогам утверждения нового расписания полетов Росавиацией.

Пока же вопрос об активах "Сибири" не решен.