Юрий Богомолов: Виктор Ерофеев заприметил в "Последнем герое" то, на что другим игрокам наплевать

Экран перенасыщен страстями и высказываниями. Петр I в борьбе со Сталиным и Александром Невским за титул "Россия" вырвался вперед на зависть Екатерине II, которой шибко досталось от некоторых присяжных заседателей. Академик Ландау высказался по вопросам любви, брака и семьи. По академику тоже были высказывания. "Ледниковый период" потонул в слезах, соплях и слюнях. Зато всплыл "Последний герой".

Пусть говорят на закрытом показе!

Надо думать, Андрей Малахов на минувшей неделе иззавидовался: его самая скандальная программа прошла не у него в студии "Пусть говорят", а у Александра Гордона в интерьере передачи "Закрытый показ", где обсуждался телефильм "Мой муж - гений!".

"Господи, - наверное, думал Малахов, - такая прикольная темка - Лев Ландау, ученый с мировым именем, нобелиант, половой гигант, сексуальный диссидент, крупный теоретик-экспериментатор в области семейных отношений и т.д., и т.п. И все это мимо меня - между прочим, тоже академика, орденоносца, лауреата, гиганта?..

И правда, за что ему такой облом? Уж он бы размахнулся, уж он бы собрал синклит экспертов - не чета гордоновскому. У него бы на красных диванах разместились помимо народных артистов звезды шоу-бизнеса, разумеется, родственники покойного, само собой - Жириновский (в крайнем случае Митрофанов), какой-нибудь человек, похожий на священника (главное, чтобы был в рясе и при бороде), непременно авторитетный сексопатолог, известные писатели, может быть, Маша Арбатова и обязательно Ксения Собчак.

Малахов бы не поленился и отыскал того ребенка, которого Дау зачал на больничной койке с медсестрой, едва выйдя из состояния комы.

- Сейчас мы уходим на рекламу, - выкрикнул бы он ближе к концу передачи, - а затем к нам войдет человек, который называет себя незаконорожденным сыном Льва Давыдовича Ландау. Не уходите, реклама пройдет быстро!

...А так то, что происходило у Гордона, смотрелось недостаточно увлекательно, хотя и не без интереса. Все-таки участникам ток-шоу показали какое-никакое кино с намеками на художественность. Некоторые, впрочем, сочли его за "документалку" и обиделись за гения на авторов и на Первый канал. Обиженным пытались внушить, что фильм "Мой муж - гений!", созданный по мотивам мемуаров вдовы Ландау, - художественное произведение.

О том, что такое этот фильм на самом деле, я расскажу в ближайшем выпуске "Российской недели". А пока - о дискуссии.

Было несколько плевков в лицо авторам киносочинения: "ложь", "вранье", "мерзость". Авторы утирались, благодарили своих оппонентов за их неравнодушие и говорили, что они сняли свое кино не про Ландау и даже не про его вдову Кору, а про... любовь.

Гордону было интересно про другое. Про нормы поведения человека. В том смысле: все ли ему позволено? И где кончается мораль? И где начинается бездна аморализма?

Это все животрепещущие вопросы. Особенно для нашего ТВ. И в особенности для самого Первого канала, где Малахов с Гордонкихотом только тем и занимаются, что пытаются на них ответить.

Но до сих пор они на эти темы размышляли, привлекая в эксперты Ксению Собчак, Анастасию Волочкову, Никаса Сафронова и Отара Кушанашвили. Теперь им в помощь - великий Дау.

Впрочем, и Ксения Собчак не вполне отставлена. Напротив...

Плохо забытое старое

До боли знакомая барышня была нам явлена в не слишком забытом проекте "Последний герой". Чтобы произвести впечатление новизны, авторы добавили подзаголовок "Забытые в раю". Чтобы приумножить крутизны, придуманы более жесткие испытания для участников. Чтобы подсластить горечь лишений, в шоу впрыснута существенная доза гламура. Больше всего его в "картинке": остров-постамент, на котором памятником застыла блондинка с африканскими косичками, и много других эффектных композиций.

Существенная часть глянцевого покрытия - сама Собчак. Она по-прежнему в шоколаде. Но у нее другая роль. Она не наставница-сводница, как в "Доме-2". И не оторва-скандалистка, и не светская львица. Даже не моралистка, в образе коей она в последнее время все чаще себя выказывает. Она - госпожа Рок, экипированная, как амазонка. В одной руке у нее пряник для участников, в другой - для них же - хлыст.

Для Виктора Ерофеева и Никиты Джигурды у барышни нашлось сострадание, с которым она в окружении языков пламени гасила их жизни на острове. Это было бы жутко пафосно, если бы не было так фальшиво и безвкусно. И по части актерской игры, и по режиссуре.

История Ерофеева и Джигурды, покинувших проект, для телезрителей тоже не новая. И тоже не вполне забытая. Ей сроку уже больше месяца. Писатель и актер, увидев на месте, в какую игру они вляпались, покинули проект. И это бы ладно. Это бы руководство канала съело. Но "беглецы" же выволокли кучу неприглядного мусора из избы "Последнего героя".

Оттого их так долго топчут в программе. Да и за ее пределами. Им был посвящен сюжет в "Прожекторперисхилтон". На них наехала программа "Пусть говорят" аккурат накануне старта проекта.

Между тем, как я понял, писатель Виктор Ерофеев заприметил в шоу то, на что другим игрокам наплевать. (Жаль, что он сам не заметил этого прежде, чем дать подписку о неразглашении условий игры).

Не в том главная проблема, что участника погружают в экстремальные обстоятельства, а в том, что его ставят в унизительное положение. Одно дело, когда тебя на спор вынуждают жрать насекомых, а другое дело, когда тебя низводят до насекомого.

Кто-то этого даже не замечает. Как "баба Блед". (Так себя обозвала артистка Эвелина Бледанс). Кто-то готов смириться с жизнью в гетто понарошку за-ради высокой цели.

Цели высокие и разные

Люди из толпы надеются сорвать хороший денежный куш, ну и плюс паблисити, плюс острые ощущения. А вот звезды срываются на "необитаемый остров" от слишком хорошей жизни. Обожравшись пирожных и икры, хочется пожевать черную корку с сырой крупой...

Хочется чего-нибудь сермяжно-кирзового. Профессиональным тусовщикам, уставшим от правильной, цивилизованной буржуазности, хочется стихии и непредсказуемости. Уставшим от самих себя хочется побыть зулусом, Тарзаном, Робинзоном...

А неугодно ли вам пожить за колючей проволокой зэком под присмотром милашки-капо?..

"Последний герой" - "Робинзон Крузо" наоборот. У Дефо - история о том, как заурядный буржуа становится недюжинной личностью. А здесь нашим публичным персонажам не до жиру, им бы человеками остаться.

Вообще надо сказать, это ведь шоу не столько на выживание, сколько на "опускание". Иногда ниже плинтуса. Что мы и увидели в первом выпуске. И что наверняка увидим в последующих.

***

Под занавес теленедели довелось посмотреть увлекательную дискуссию на проекте "Имя Россия". Участники обсуждали кандидатуру Екатерины II. Чем-то передача "Имя Россия" напомнила программу "Закрытый показ". Может, тем, что великая государыня напомнила великого Ландау по части сексуальной ненасытности? На обсуждении мелькнуло даже такое резкое определение царицы, как "блудница".

Но и тут, как и в случае с Ландау, суд был не категорический: все-таки блудила эта немка исключительно с русскими патриотами.