Кризисные явления на финансовых рынках отражаются и на экономике регионов. И здесь в более выигрышной ситуации оказываются территории, где уже развернуты крупные федеральные инвестиционные программы.
В Главном управлении Банка России по Приморскому краю утверждают, что местная финансовая система имеет неплохой запас прочности. Ни один из местных банков не подавал заявок на получение субординированных кредитов. А резерв наличности учреждений ЦБР на территории Приморского края значительно превышает размер портфеля вкладов населения в банках.
Тем не менее население, как и в центральных регионах страны, пытаясь защитить сбережения от инфляции, активно скупает валюту, причем не только доллары и евро, но и более близкие сердцу дальневосточников иены и юани.
Сотрудники приморских банков, храня корпоративную солидарность, очень осторожно оценивают положение дел конкурентов. Но, видимо, напряженность в отношениях с клиентами, взявшими крупные кредиты, все же нарастает. Так, в начале ноября в СМИ просочилась информация о конфликте между одним крупным банком и компанией, имеющей завод по сборке бытовой техники и сеть из 70 магазинов по ее продаже в городах Дальнего Востока.
Компания брала крупный кредит и недавно получила предложение погасить его досрочно и по увеличенной кредитной ставке. Договоренности были достигнуты, утверждают представители компании, но, как только на ее счете появились деньги (160 миллионов рублей), банк списал их в счет погашения долга на том основании, что компания не представила финансовую отчетность по залоговому обеспечению. Компания усмотрела в этом попытку банка решить за ее счет свои финансовые проблемы и обратилась в арбитраж.
На фоне падения котировок акций первого эшелона дальневосточные "голубые фишки" не остались в стороне от общего процесса. Как сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела по работе с клиентами ММВБ-ДВ Андрей Туранский, акций и облигаций дальневосточных предприятий, включенных в котировальные списки ФБ ММВБ и перечень внесписочных ценных бумаг ФБ ММВБ, не более 20. При этом котировки самых крупных эмитентов региона существенно снизились.
В то же время наблюдается приток частных лиц на фондовый рынок. Те, у кого есть свободные средства и возможность вложить их на срок от года и более в акции, понимают: рано или поздно паника закончится и рынок адекватно оценит работающую компанию. В среднем сумма вложений - 100 тысяч долларов на человека.
Многие местные эксперты сходятся во мнении: Приморью и тем дальневосточным территориям, где начали разворачиваться крупномасштабные проекты с государственными инвестициями, крупно повезло.
- В нынешней сложной ситуации у Приморья есть мощное подкрепление федерального бюджета, связанное с подготовкой к саммиту АТЭС, который пройдет здесь в 2012 году. Это своеобразный демпфер от экономического спада Приморского края, - считает доктор экономических наук профессор Александр Латкин.
Кроме того, на территории края и других дальневосточных землях идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Строится нефтепорт Козьмино, дороги, мосты, модернизируется коммунальная инфраструктура Владивостока. Это миллиарды рублей капвложений, стройки рассчитаны на несколько лет, что гарантирует стабильное пополнение бюджета Приморского края.
- Но, с другой стороны, не хотелось бы, чтобы эта манна небесная успокаивала приморских руководителей, ведь это зависимость от федерального бюджета, а он тоже зависим, - отмечает профессор Александр Латкин. - Более чем на 50 процентов федеральная казна формируется за счет доходов от экспорта дешевеющих в последнее время нефти и газа. Не исключено, что на каком-то этапе из-за сокращения доходов федеральный бюджет начнет проваливаться, а с ним и региональные.
Другая особенность Дальнего Востока и Приморья - экспортоориентированная экономика. Это лес, уголь, рыба, полиметаллы и т.д. Финансовый кризис сократил спрос на сырье, и соответственно поехали вниз цены на свинец, цинк, вольфрам и т. д., подчас до уровня себестоимости и ниже. В связи с этим практически встали или работают с частичной загрузкой предприятия горнорудной промышленности.
Кризис влияет и на показатели транспортного комплекса Приморья, ведь он также ориентирован на обслуживание экспортных и импортных товаропотоков, а они сокращаются. Последние два месяца и железнодорожники, и портовики отмечают снижение грузооборота по стали, углю и другим товарным группам.
Еще одно следствие финансового кризиса - инвестиционное. Если с проектами, реализуемыми на госинвестиции, все более-менее нормально, то судьба частных совершенно неясна. Опрос приморских бизнесменов показал, что подавляющее большинство их решило на год-другой отложить задуманное.
В такой ситуации нетрудно предвидеть сокращение потребительского спроса в регионе в целом, объемов оптовой и розничной торговли.
Любопытный штрих: недавно в одном из экономических вузов Владивостока проходил День открытых дверей. Многие родители обратились к руководству вуза с предложением - оплатить обучение за год-два вперед, хотя дети оканчивают школу лишь через год. Зачем? Таким образом они рассчитывают защитить свои сбережения от обесценивания.