Депутаты "Единой России" подготовили законопроект, вносящий в Налоговый кодекс несколько существенных изменений. В частности предлагается обязать налоговые органы уведомлять прокурора о выносимых решениях о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Другая новация - введение нормы о недопустимости использования доказательств совершения налогового правонарушения, полученных с нарушением НК. Однако, по мнению экспертов, самой хорошей новостью для бизнеса станет принятие точечных поправок по НДС.
Напомним, что в Налоговом кодексе подробно прописан порядок проведения ФНС контрольных мероприятий. В том числе у налоговиков есть право приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков. Статья 76 НК РФ достаточно четко формулирует основания для применения этой меры. Их всего два: вынесение решения о взыскании налога и непредставление налогоплательщиком налоговой декларации. В то же время налоговые органы далеко не всегда следуют этим правилам и зачастую приостанавливают операции по счетам без существенных на то оснований.
Чтобы приструнить налоговиков, депутаты предлагают обязать ФНС уведомлять прокурора о каждом вынесенном решении о приостановлении операций. Предполагается, что это позволит прокуратуре следить за исполнением налогового законодательства, но в то же время в отличие от санкционирования действия простое уведомление не будет затруднять работу налоговиков.
"В предложенном варианте эффект от привлечения прокуроров в большей степени зависит от них самих. Блокировка счетов - довольно распространенная операция, а значит, сразу можно предсказать, что в условиях, когда у прокуроров есть довольно много других задач, прокурорский надзор будет крайне избирательным. Возможно, что под знаменем нововведения пройдет какая-нибудь кампания по показательному наказанию налоговиков. Но надо понимать, что эффективность надо определять не по результатам кампаний, а по результатам каждодневной работы", - говорит партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.
Управляющий партнер компании Tax Group Дмитрий Путилин не согласен с тем, что привлечение прокуроров сможет стать сдерживающим фактором для налоговых органов при блокировке счетов. "Прокуратура - это государственный орган, который преимущественно склонен защищать интересы государства, а не налогоплательщиков. Уведомление прокуратуры о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, вероятно, несколько ограничит беспредельные решения налоговиков, которые иногда встречаются на практике, но не решит проблему. Если государство действительно хочет эффективно защитить интересы компании, надо было обязывать налоговиков получать санкцию суда или прокуратуры на приостановление операций по счетам. Уведомительный порядок - слабая мера", - говорит он.
Еще одна спорная новация - введение нормы недопустимости использования доказательств совершения налогового правонарушения, полученных с нарушением НК. По мнению экспертов, принцип недопустимости использования доказательств совершения налогового правонарушения, полученных с нарушением НК, есть и сейчас. Только суды редко принимают доводы налогоплательщиков по процессуальным нарушениям со стороны налоговиков, говорит Дмитрий Путилин. А тут уж новый закон ничем помочь не сможет.
Отдельный блок поправок касается НДС. Во-первых, из объекта налогообложения исключаются строительно-монтажные работы для собственного потребления. Это послабление по сути нейтральное: НДС, уплаченный со строительно-монтажных работ, можно было принять к вычету, то есть дополнительной налоговой нагрузки для большинства предприятий - плательщиков НДС фактически не возникало. Кроме того, введена новая категория налоговых агентов, которыми стали покупатели реализуемого государственного имущества. Это важная поправка: раньше невозможно было определить, кто является плательщиком при реализации госимущества.
Но самое полезное изменение - не надо будет перечислять НДС отдельными платежными поручениями при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований при использовании в расчетах ценных бумаг. Эта норма за два года всех откровенно измучила. "Будет здорово, если поправки примут", - считает Дмитрий Путилин.
Есть еще целый ряд мелких нововведений. Так, предлагается изменить срок представления налоговой декларации по НДС, унифицировав его со сроком подачи отчетности по налогу на прибыль. А также установить срок уплаты НДС и подачи налоговой декларации 28 число месяца, следующего за налоговым периодом. Подобное изменение необходимо, зачастую сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, напрямую зависит от исчисленного налога на прибыль и наоборот. Унификация сроков представления отчетности и уплаты налогов снизит административную нагрузку на налогоплательщиков, которые смогут одновременно сдавать отчетность по двум этим налогам, и позволит сократить количество уточненных деклараций по НДС, считают разработчики закона.
Поправки в статью 176 НК РФ предлагают закрепить за налоговым органом право по итогам проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, выносить два самостоятельных решения - одно в отношении той, суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа нет спора, и в отношении той суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа имеется спор. Это позволит налогоплательщику своевременно получать возмещение налога по суммам, по которым у него нет спора с налоговым органом.
В заключении правительства на законопроект говорится о необходимости доработать предложения. В частности, об обязанности налоговых органов уведомлять прокурора о приостановлении операций по счетам налого плательщиков-организаций в банках. А также о порядке проведения камеральной налоговой проверки при представлении налогоплательщиком в ходе такой проверки уточненных налоговых деклараций, о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации, и уточнить порядок применения налоговых вычетов при безденежных формах расчетов.