До конца текущего года в Дагестане будет принята стратегия социально-экономического развития, рассчитанная до 2020 года. Сейчас документ проходит окончательную доработку.
Разработкой стратегии развития республики занимался Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН. Для помощи ученым была создана специальная комиссия во главе с премьером Шамилем Зайналовым, а также четыре рабочие группы, которые возглавили заместители председателя правительства. Об особенностях стратегии рассказал министр экономики Дагестана Алавудин Мирзабалаев.
Российская газета: На что был сделан упор при разработке стратегии?
Алавудин Мирзабалаев: Мы предложили экспертам определить самые важные факторы, которые способствуют социально-экономическому развитию Дагестана или, наоборот, сдерживают его. Они отметили выгодное географическое расположение республики: мы выходим на пять зарубежных стран, имея сухопутные границы с Грузией и Азербайджаном и морские - с Казахстаном, Ираном и Туркменией, находимся в крупнейшем транспортном коридоре "Север - Юг". По десятибалльной шкале этот фактор получил оценку 8,3. Таким же образом прошлись и по всем остальным критериям. Оказалось, что наибольшие ограничения развитию экономики, а значит, и социальной сферы создает организационно-управленческий фактор. Если говорить простым языком, это кадровый голод, недостаточно высокая квалификация работников министерств и ведомств, административные барьеры. Таким образом, мы еще раз убедились в том, что от разговоров об административной реформе пора уже переходить к делу.
РГ: Как решается кадровая проблема?
Мирзабалаев: В республике действует система президентских грантов для молодых и перспективных специалистов. Талантливая молодежь из малообеспеченных семей проходит обучение во Франции, но этого явно недостаточно, чтобы заполнить кадровую брешь. У нас ощутимый дефицит рабочих рук с хорошей квалификацией. С учетом того, что промышленность начинает развиваться все интенсивнее, это большая проблема.
К примеру, ввели в эксплуатацию завод "Полимер", где производство будет идти по индийским технологиям. Сейчас стоит вопрос, как подготовить местных специалистов для работы на этом предприятии. Некоторые инвесторы создают свои центры по подготовке кадров, но таких примеров пока немного. Я полагаю, мы сами должны заниматься этим вопросом. Прежде всего, нам предстоит разобраться, кого готовят вузы республики, и понять, нужно ли нам такое огромное количество юристов и экономистов.
РГ: Насколько основные направления республиканской стратегии социально-экономического развития стыкуются со стратегией развития ЮФО?
Мирзабалаев: В стратегию развития Юга России, к сожалению, вошли не все направления, которые мы видим как приоритетные для республики. Нельзя не рассматривать Дагестан как крупный транспортно-логистический узел. У нас международный морской порт, аэропорт, железная дорога, автомобильные магистрали. Другой вопрос к разработчикам - почему Дагестану предначертали такие низкие темпы развития? Если исходить из содержания стратегии, республика к 2020 году не только не завоюет, но, наоборот, уступит некоторые позиции и окажется позади всех. А ведь по сравнению с 2005 годом мы в четыре раза увеличили собираемость налогов. По нашим расчетам, в будущем году соберем больше 18 миллиардов рублей. При таких серьезных поступлениях в бюджет у нас есть все предпосылки для уверенного социально-экономического роста. Надеемся, что коррективы в стратегию ЮФО будут внесены.