В московских дворах появятся 1500 новых кафе и магазинов

Во многих столичных дворах стоят неприметные сооружения, выкрашенные в унылый серый цвет.

Для многих они так и остаются "загадочными объектами". В окна не заглянешь - их попросту нет. Двери всегда на замке. А на них еще и угрожающая табличка "Посторонним вход воспрещен".

Ходят об этих сооружениях страшные слухи и легенды, будто это входы в подземные секретные бункеры и бомбоубежища...

У нас во дворе тоже стоит такая "будка". Однажды к ней явилась группа людей в белых комбинезонах - прямо как космонавты. Они деловито открыли замки, вошли внутрь и закрыли двери за собой. Но напрасно любопытные старушки на скамейках дожидались, когда "космонавты" выйдут наружу. Пошли слухи: мол, сгинули они в подземных лабиринтах Москвы. Некоторые сердобольные жильцы несколько дней еще стучали в запертые железные двери...

Потом о пришествии забыли и на "будку" опять перестали обращать внимание. Разве что детвора иногда случайно забросит воланчик бадминтона на крышу... А теперь вот и выяснилось, что эти неприметные домики не что иное, как центральные тепловые подстанции (ЦТП), обеспечивающие окрестные дома горячей водой. И они могут стать полезными и привлекательными.

Именно на их месте столичные власти и и планируют соорудить полторы тысячи кафе и магазинов.

Насос на свалку

Известно, что столице не хватает свободных территорий. Причем не только для строительства новых микрорайонов, но даже для обустройства "предприятий шаговой доступности" - эта городская программа реализуется крайне медленно. Между тем, по данным департамента потребительского рынка и услуг, в отличие от центра, где хватает кафе, магазинов, прачечных, на окраинах их недостаточно. И вот благодаря техническому прогрессу нашелся выход.

- ЦТП обеспечивают близлежащие дома горячей водой, в них установлены бойлер и насосы, которые доводят температуру, давление и напор воды до нужного уровня, - поясняет "РГ" руководитель отдела по связям с общественностью Московской объединенной энергетической компании Райфа Биткова. - Поскольку раньше насосы были очень шумными - их помещали в отдель ные строения. Сейчас появилась бесшумная техника меньших размеров - она без труда умещается в подвале жилого дома. Для сравнения: старое оборудование занимает 120-180 квадратных метров, а новые технологические конструкции - всего 30-40 квадратных метров. Энергетикам стало просто невыгодно содержать старые ЦТП - проще подвести в дома современное оборудование.

Столичная власть сразу смекнула: зачем искать какие-то другие места для объектов шаговой доступности, если можно использовать имеющиеся ЦТП? Надстроить эти здания и разместить в них те же магазинчики, маленькие кафе, да хоть обувные мастерские.

Хорошая идея

В октябре правительство Москвы рассмотрело проект постановления о совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг. В нем предлагается реконструировать старые ЦТП и открыть там необходимые жителям магазины, кафе и прочие нужные точки. Осуществить эту задумку планируется в течение 2009-2012 годов.

- Мы уже не первый год говорим о подобном использовании наших объектов, - говорит Биткова. - И, кстати, если город только принимает программу, у нас уже есть два инвестиционных проекта по перестройке двух пунктов на Рублевском шоссе и Борисовских прудах, хотя эта деятельность не по нашему профилю: мы только поставщики энергии. Столичные департаменты будут перестраивать, составлять планы и выбирать проекты.

И они уже взялись за дело. Например, департамент потребительского рынка и услуг Москвы подготовил проекты, в которых просто невозможно узнать серые одноэтажные "будки" без окон. Они не просто перестали быть карикатурными образцами кубизма, а стали напоминать сказочные домики. В представленных эскизах есть и огромный дом-телега для продуктов, и здания в форме ветряной мельницы, гигантских башмаков, а одно напоминает турникет - проход в гипермаркет... В общем, полет фантазии. Цветовое решение не менее экзотично: преобладают фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета. Что осуществится в реальности, покажет городской конкурс. Какой проект победит, тот и заменит неказистую дворовую "будку". До конца года запланировано открыть уже около 50 таких торговых точек.

Тут и цены будут ниже

Реконструкция одной ЦТП стоит порядка 49 миллионов рублей, так что процесс этот вряд ли станет быстрым. Но разработчики программы уверены, что за три года удастся переоборудовать все. Причем делаться это будет, скорее всего, не за счет городского кошелька, а инвесторами. Хотя не исключено, что в связи с финансовым кризисом деньги выделит и столичный бюджет. В этом случае, сдавая в аренду предпринимателям площади по льготной ставке, власти смогут предъявить им определенные требования: например, в течение какого-то времени не менять профиль предприятия и сохранять ценовую доступность товаров и услуг.

По словам первого заместителя руководителя департамента потребительского рынка и услуг Георгия Смолеевского, "распределение площадей между отраслями сейчас неравномерное. А магазины и предприятия бытового обслуживания шаговой доступности по-прежнему в дефиците". Так что не исключено, что основными хозяевами этих помещений станут магазины и бытовые предприятия.

По предположению Смолеевского, после комплексной реконструкции в тех пунктах, которые отдадут под магазины, цены будут ниже рыночных процентов на 15 - так называемые социально ориентированные. Вообще программа реконструкции помогает "убить сразу двух зайцев": не выделять дефицитные территории под новые магазины и получить предприятия шаговой доступности.

Компетентно

Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы:

- В городе по-прежнему остаются проблемы с магазинами пошаговой доступности. И решить их быстро не удается. Во многом это зависит от сознания самих людей. Встречаешься с жителями - они жалуются, что нет магазина. Пытаешься поставить магазин - протестуют жители соседнего дома. Москвичи должны понять, что такие магазины придется где-то поставить - они не могут висеть в воздухе. Реконструкция ЦТП - это один из вариантов...

Справка "РГ"

По программе планируется реконструировать около 1,5 тысячи ЦТП. Больше всего их на северо-востоке столицы - 226. И как раз там самый большой дефицит точек бытового обслуживания. В целом Москве особенно не хватает социальных магазинов и предприятий, оказывающих сервисные услуги. На 11 миллионов жителей - только 7 тысяч организаций службы быта, из них всего 500 мастерских по ремонту обуви и 400 - по ремонту бытовой техники.

Кстати, депутаты Мосгордумы поддерживают эту идею столичного правительства и намерены закрепить ее законодательно. Впрочем, они и в 2004 году голосовали за схожую целевую программу "по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы". Согласно тому документу, под "реорганизацию" из работавших на тот момент 3882 ЦТП попадали 2004. Но воз и ныне...