Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности при участии Торгово-промышленной палаты РФ провел парламентские слушания: "Об актуальных вопросах законодательного регулирования алкогольного рынка страны.
Первый заместитель председателя комитета Владимир Гусев поставил вопрос ребром: "Об алкогольной или антиалкогольной политике государства надо вести речь?" Сошлись на том, что для предпринимательского сообщества важна алкогольная политика, в которой триедино выступают государство, операторы алкогольного рынка и потребители. Что касается антиалкогольной политики, то и она имеет место быть в интересах спасения нации. И также решается триедино.
Председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николай Рыжков привел данные о разновекторности рассматриваемых предложений. В бытность его руководителем правительства всего СССР он получал упреки в формировании "пьяного бюджета". Доходы от реализации алкоголя достигали 30 процентов. При этом потребление на душу населения превышало допустимую Всемирной организацией здравоохранения норму в полтора раза - вместо 8-12 литров в год.
Что теперь? До двух процентов доходной части казны. Словом, "трезвый бюджет". Чего не скажешь о народе. Потребление алкоголя составляет, по самым осторожным оценкам, 17-18 литров и на младенца, и на старушку, вдвое зашкаливая норму ВОЗ, за которой наступает полная деградация.
В стране умножилось число так называемых водочных королей-мультимиллиардеров.
Об этом, в частности, говорили руководители профильных отделов минфина Владислав Спирин и МВД Андрей Солодовников. Примечательна записка, подготовленная для парламентских слушаний заместителем председателя правительства - министром финансов России Алексеем Кудриным:
"Минфин России считает, что в целях улучшения в ближайшее время ситуации на алкогольном рынке целесообразно принятие следующих мер:
- ввести цены на алкогольную продукцию, ниже которых ее реализация на территории Российской Федерации будет запрещена;
- ввести уголовную и административную ответственность за оборот продукции без фиксации сведений о ней в ЕГАИС (нелегальный оборот).
В целях снижения нелегального оборота целесообразно рассмотреть предложения:
- об исключении права на вычет по акцизам, уплаченным по спиртосодержащей пищевой продукции, используемой в качестве сырья для производства алкогольной продукции, и о введении единой ставки на всю алкогольную продукцию, произведенную с использованием спирта;
- о введении учета объема автомобильных перевозок сырья, используемого для производства алкогольной продукции;
- о введении единого порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, предусматривающего ведение базы данных указанные деклараций в электронном виде, обеспечивающем возможность передачи информации в ЕГАИС;
- о создании координационного органа по регулированию алкогольного рынка".
Из всего изложенного не вызвало дискуссий предложение о создании единого органа, регулирующего алкогольный рынок. Указ президента ждут со дня на день.
В рекомендациях парламентских слушаний отмечается: "Политика государства направлена не на расширение области применения излишков спирта в легальных сферах, а только на ужесточение контроля над легальными производителями. Основная причина сохранения и даже роста негативных явлений на алкогольном рынке России заключается в том, что законодательные и исполнительные органы государственной власти не всегда проводят должный анализ возможных последствий принимаемых решений, развития ситуации и возникающих проблем, несвоевременно реагируют на появление и нарастание отрицательных тенденций, принимаемые меры не всегда учитывают факторы, способствующие существованию теневого сектора алкогольного рынка. В результате не в полной мере достигаются общественно значимые цели, на достижение которых направлено государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".