Как показывает наша читательская почта, больше всего проблем у потребителей вызывает покупка мебели.
На каждом этапе этого увлекательного, но хлопотного процесса приходится сталкиваться с многочисленными подводными камнями. А начинается все с заключения договора купли-продажи.
Гражданским кодексом РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Почему так важно внимательно изучить договор, причем еще до подписания и передачи денег продавцу? Помните: все устные обещания, которые вам дают при заключении договора, не имеют юридической силы, поэтому чем больше подробностей зафиксировано на бумаге, тем больше шансов, что вы получите именно то, о чем мечтаете.
На практике описание мебели дается в спецификации, которая считается приложением к договору. Спецификация должна быть подписана обеими сторонами и передана вам вместе с текстом договора. Для вас важно наличие еще одного документа - дизайн-проекта (эскиза).
Дизайн-проект определяет общие габаритные размеры мебели и возможность расстановки отдельных предметов мебели в определенном порядке и в конкретном помещении. Однако не следует слепо доверять дизайнерам, которые составляют проект, поэтому все, что можно, проверьте самостоятельно.
Ошибки именно этих людей часто приводят к проблемам, разрешать которые приходится долго и мучительно, причем не всегда за счет продавца - его вина не всегда очевидна. Тем не менее наличие дизайн-проекта даст вам шанс требовать устранения возникших проблем за счет фирмы, а не за ваш.
К сожалению, законодатель не установил какой-то особой формы договора купли-продажи, поэтому каждый продавец вправе предлагать для подписания его собственную редакцию. Часто в договора включаются условия, которые могут быть невыгодны или неудобны покупателю. Но потребитель в этом случае все же может считать себя защищенным.
Если договор будет содержать условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, то Закон "О защите прав потребителей" позволяет считать такие положения недействительными. К примеру, продавец установил в договоре, что размер неустойки за нарушение срока доставки мебели составляет 0,01 процента от стоимости товара за каждый день просрочки и не может превышать 5 процентов. Но в Законе "О защите прав потребителей" установлена иная неустойка - 0,5 процента от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Какую неустойку покупатель вправе требовать? Ответ очевиден - неустойку, установленную законом!