За строительство дорог, объектов энергетики, бизнес-центров и прочие объекты инфраструктуры в особых экономических зонах могут взяться частные инвесторы. Но при поддержке госкорпорации Банк развития (Внешэкономбанк). Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) уже ведет переговоры по этому поводу с банком, рассказал вчера журналистам глава агентства Андрей Алпатов.
По идее создание инфраструктуры в особых экономических зонах берет на себя государство. Но агентство предлагает откорректировать схему: часть объектов будет строиться за госденьги, а часть - бизнесом. Назвать цену вопроса Алпатов пока не готов. Все будет зависеть от того, на какую сумму кредитов даст согласие наблюдательный совет ВЭБа. Алпатов вчера намекнул, что речь будет идти о сотне миллиардов рублей. Впрочем, дал понять глава агентства, новое предложение не связано с планами по сокращению госфинансирования ОЭЗ. В бюджете 2009 года на них выделяется около 15 миллиардов рублей. Агентство также намерено договориться с госбанками по субсидированию процентных ставок для кредитов, привлеченных резидентами. Это будет существенным подспорьем бизнесу.
Не исключено, что до конца этого года будут приняты поправки в законодательство по работе технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. Работа в технико-внедренческих зонах, рассказал Алпатов, уже идет. В них "поселились" первые резиденты, они разрабатывают новые технологии и выпускают опытные образцы. Но дальше дело двигается туго: инноваторы не могут найти компании, которые поставили бы выпуск их продукта "на поток". В то же время по закону разворачивать промышленное производство на территории технико-внедренческих зон нельзя. Агентство предлагает снять это ограничение.
Легче станет жизнь бизнеса и в промышленно-производственных зонах. Агентство предлагает снизить для резидентов планку по объему необходимых инвестиций до трех миллионов евро. По нынешнему законодательству в промышленно-производственную зону допускается лишь резидент, готовый вложить в нее 10 миллионов евро. Но такая планка не под силу малым и средним компаниям. А именно их сейчас ждут, например, в ОЭЗ Алабуга, где развернуто производство автомобилей. Там уже работают крупные автопроизводители, но в течение ближайших лет их потребности в автокомпонентах должны на 70-80 процентов удовлетворять отечественные производители. За эту работу и должны взяться малые и средние фирмы.
В этом году, рассказал Алпатов, в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах было выпущено продукции на 12 миллиардов рублей, в них привлекли 17 миллиардов частных инвестиций, в зонах создано 6 тысяч новых рабочих мест. Кризис не распугал резидентов, а некоторые инвесторы рассчитывают даже на повышение эффективности своих бизнес-планов. Они надеются, что снизятся цены на стройматериалы, и им дешевле обойдется строительство объектов, поясняет Алпатов. АЭЗ могут смягчить и проблемы на рынке труда.