По темпам развития интернет-бизнес на Юге России существенно отстает от других регионов страны. Даже специалисты затрудняются определить объем товарооборота в виртуальной сети ЮФО - настолько он незначителен.
В целом по России бизнес в виртуальной сети растет как на дрожжах. По данным Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), прирост основных экономических показателей в виртуальном пространстве в 2007 году в России достиг 90 процентов.
- К 2010 году рынок контента в стране превысит 5 миллиардов рублей, - говорит административный директор РОЦИТа Елена Ячменникова. - Учесть объем денежных средств при торговле товарами народного потребления, оплату услуг и массу других операций очень сложно, однако существенный рост наблюдается и в этих сферах. Что касается ЮФО, то здесь предприниматели пока неохотно используют столь перспективную площадку.
Причин несколько. Главная - на юге отсутствуют необходимые технические возможности для предоставления услуг широкополосного доступа. Как следствие, веб-аудитория растет медленно. А без этого осуществлять полноценные коммерческие операции в сети невозможно. Сказывается и инертность потенциальных потребителей.
Сегментировать бизнес-процессы в Интернете по видам товарных групп не представляется возможным. Хотя бы потому что жители ЮФО редко используют виртуальную сеть для совершения покупок. Они предпочитают выбирать товар непосредственно в магазинах.
Еще одна причина отставания - кадровая. Несмотря на то, что вузы готовят специалистов для IT-сферы, они оказались не в состоянии изменить сложившуюся ситуацию. Потенциально успешных менеджеров еще на стадии студенчества переманивают крупные компании, базирующиеся в Москве и Санк-Петербурге и отчасти в Екатеринбурге. На территории ЮФО высококлассные администраторы предпочитают искать работу в Ростове и Краснодаре.
В различных городах Южного округа неоднократно пытались организовать веб-магазины с разнообразными товарами. Однако успехом эти попытки не увенчались, и владельцы таких ресурсов быстро разочаровывались в своем начинании. Все это также не способствовало развитию виртуального бизнеса.
В то же время довольно активно развивается рынок интернет-рекламы. Эксперты оценивают его в 20 миллионов рублей в год. Это примерно пять процентов от общего объема рекламы во всех видах южнороссийских СМИ.
- Прогнозировалось, что в 2007 году российский рынок рекламы увеличится не менее чем на 53 процента, а в действительности он увеличился на 70 процентов, - рассказывает аналитик одного из рейтинговых агентств Северного Кавказа Олег Кузаев. - Произошло это за счет взрывного характера развития данного вида бизнеса в регионах. Мы предполагали, что в ЮФО тоже будет наблюдаться рост в пределах 53 процентов. Но оказалось, что рынок растет быстрее.
Самые востребованные сферы интернет-рекламы - финансы, продажа автомобилей и недвижимость. Следом идут товары народного потребления. По объему сделок в веб-сети лидируют Краснодар, Сочи и Ростов-на-Дону. Несколько уступают им Волгоград и Ставрополь. Гораздо туманнее перспективы интернет-бизнеса в Элисте, Майкопе и других сравнимых по населению и географическому положению городах округа.
- Основной рекламный ресурс - это городские веб-порталы, - добавляет менеджер рекламного агентства Ирина Матвеева. - Они привлекают рекламодателя массовой аудиторией. Если на сайт ежедневно заходят не менее 100 человек, бизнесмены готовы размещать на нем свою рекламу. Когда обращений меньше, даже наличие целевой аудитории (например, только автомобилисты) не гарантирует дохода.
- Посещаемые блоги также рассматриваются как рекламные площадки, - сказал коммерческий директор одного из интернет-ресурсов Ростова-на-Дону Андрей Маркин.
Специалисты дают различные оценки эффективности рекламных площадок в ЮФО. Среди лидеров называют два ростовских сайта и один краснодарский. В Ставрополе и Волгограде этот сегмент рекламного рынка еще в стадии становления.
Справка "РГ"
Регулярная "электронная" аудитория ЮФО - более 3,4 миллиона человек. Один из важнейших показателей развития интернет-сообщества - регистрация доменных имен - демонстрирует положительную динамику. По приросту доменов в зоне ru Юг России занимает вторую позицию после Урала.