Сегодня внутренние и международные рейсы России обслуживают 176 коммерческих авиакомпаний. И значительная часть их работает устойчиво. Они имеют прибыль и развиваются. Об этом вчера на пресс-конференции сообщил журналистам заместитель главы Росавиации Владимир Черток.
Тем не менее все авиакомпании обяжут создавать "запас на черный день" - некий финансовый резерв. Отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о размерах такой "подушки безопасности", Черток пояснил, что у каждого авиаперевозчика финансовый буфер будет индивидуальным. Его объем зависит от маршрута и пассажиропотока компании. А рассчитывать размер финансового задела планируется исходя из выручки от продажи билетов. По мнению замглавы Росавиации, авиакомпания должна быть способна "как минимум три месяца работать за счет своих ресурсов", в том числе и в "мертвый" сезон, когда спрос на перевозки падает. А не брать кредиты при каждом "удобном" случае. В ближайшее время, по словам Чертока, будет полностью подготовлена нормативная база для введения этого новшества. Так что не исключено, что норма может быть введена уже в следующем году. Но замглавы Росавиации предпочел вообще не называть каких-то сроков. Не стал он говорить и о том, какие санкции грозят компаниям, не создавшим финансовый резерв. Этот вопрос пока тоже в стадии разработки.
Если говорить о страховании пассажиров от задержек рейсов, случившихся по вине авиакомпаний, а не из-за погодных условий, то Черток считает это не очень эффективным. Он заметил, что пассажиру нужно улететь "сейчас, а не когда он получит страховку". Здесь нужно действовать по принципу - "не оставлять пассажира в аэропорту", то есть его должны вывезти другие авиаперевозчики. Поясним, что для этого они должны заключить между собой специальные договоры "о взаимовыручке". А после выполнения рейсов проводить взаиморасчеты. Правда, пока нормативными актами это не предусмотрено. Однако многие крупные авиакомпании уже подписали такие соглашения.
Говоря о задержках рейсов по вине авиакомпаний, Владимир Черток пообещал, что недобросовестных будут наказывать ограничением на международные перевозки. И в результате они могут потерять рынок. Но, подчеркнул замруководителя, Росавиация, прежде чем принимать жесткие меры к таким компаниям, будет тщательно прорабатывать вопрос, кто сможет встать на их маршруты, особенно регулярные.
В целом, констатировал Черток, гражданская авиация России развивается устойчиво. Реконструировано восемь аэропортов, и еще восемь - оснащены новыми световыми системами.