В последние годы почти все столичные департаменты, комитеты и подведомственные им организации обзавелись так называемыми "горячими линиями".
Чиновники предлагают горожанам для решения всевозможных проблем не беспокоить их личными приемами, а получать консультации от специалистов по указанным телефонам.
"РГ-Неделя" уже публиковала своего рода телефонный справочник, который должен был помочь москвичам наладить связь с органами исполнительной власти. Однако многие читатели стали жаловаться, что "горячие телефоны" недоступны: или никто не берет трубку, или сплошные короткие гудки, то есть номер постоянно занят. Пока дозвонишься по телефонам "горячих линий" - сам раскалишься добела.
Корреспондент "РГ" решил сам проверить, насколько эффективно действуют эти линии.
Дорогой автомат, у меня вопрос
Вторник, 15 часов - самое "горячее" для таких звонков время.
Есть повод позвонить в Московскую объединенную энергетическую компанию (МОЭК): 662-50-50. После сильнейшего ветра, разыгравшегося в столице, в некоторых домах были оборваны провода.
Трубку сняли почти сразу.
"А вы всегда так оперативно отвечаете на звонки?", - спрашиваю. Оператор, которая назвалась Евгенией, вежливо объяснила, что на линии дежурят несколько сотрудников, которые принимают жалобы, связанные с отоплением и горячим водоснабжением. Все заявки отправляются в центр обработки данных. На рассмотрение каждого сигнала специалистам отводится три дня, после чего принимаются меры. Операторы обязаны реагировать на звонок, даже если он, что называется, не по адресу. В таком случае надо подсказать, куда лучше обратиться для решения возникшей проблемы.
Набрав первый же номер Мосжилинспекции (8 (499) 681-21-45), я почувствовала себя так, словно выиграла первый приз. "Вы дозвонились до "горячей линии", - радостно оповестил меня автомат и с ходу предложил назвать округ, район, адрес проживания, фамилию, причину обращения и дождаться ответа оператора. Только я приготовилась озвучить ответы, как в трубке раздались частые короткие гудки. Я уж было собралась положить трубку, как мне ответила женщина-оператор.
Настоящий кошмар для любого москвича - стройка под окнами дома. В нарушение закона о тишине даже ночью оттуда раздается лязг и грохот. Телефон департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города, куда надо жаловаться на подобные нарушения, не отмолчался. Уже на втором гудке оператор "горячей линии" (699-41-47) сняла трубку и поинтересовалась, чем она может помочь.
Побочный эффект
Впрочем, мы недолго радовались первым успехам. Дозвониться в департамент здравоохранения города Москвы оказалось совершенно невозможно. Телефон 623-46-36, по которому якобы можно все узнать о лекарственном обеспечении города, то отвечал тревожными короткими гудками, то третировал уши назойливыми длинными. Брать трубку на том конце провода никто не пожелал.
Между тем, как известно, эта проблема сейчас едва ли не самая острая в Москве. После того, как было принято постановление, которое установило торговые надбавки на лекарственные средства, в аптечном бизнесе проявился "побочный эффект" - дешевые лекарства стали расти в цене, а местами и вовсе исчезли из ассортимента.
Не удалось дозвониться и до основной "горячей линии" департамента здравоохранения - по телефону 251-83-00. В десятый раз набирая эти цифры, я вспомнила, как на одной из пресс-конференций руководителю столичного департамента здравоохранения Андрею Сельцовскому задали вопрос по поводу невозможности дозвониться по указанному телефону. Он удивленно пожал плечами: "Как это невозможно? Там работает несколько человек - я сам довольно часто консультируюсь у них". Допустим. А почему в остальное время трубку не берут?..
Впрочем, есть еще и окружные службы, призванные информировать горожан, - и я позвонила на "горячую линию" управления здравоохранения Центрального административного округа: 953-04-55. Тишина...
Единственной службой, где заболевшему незамедлительно ответят, оказалась бесплатная городская справочная - с многоканальным телефоном 627-05-61, которая не только предоставляет услуги по поиску медикаментов в 400 с лишним аптеках города, но и принимает заказы. Обновление сведений у них, как выяснилось, происходит ежедневно, при этом служба обрабатывает в день до 10 тысяч запросов от населения. Работают операторы хоть и не круглосуточно, но зато и по выходным, а также праздничным дням.
Пустой номер
Легко оказалось дозвониться на линию по профилактике безнадзорности несовершеннолетних - там по номеру 727-31-56 мне ответили почти сразу. "Горячая линия" департамента соцзащиты населения тоже согрела дружелюбием и готовностью отозваться. И хоть многие и жалуются, что долго приходится ждать ответа, трубку специалисты, которые помогли бы разобраться с вопросами денежных выплат и реализации льгот по номеру 691-34-78 (работает круглосуточно), сняли сразу.
Не бросит в беде служба оказания социальной помощи бездомным гражданам - номер 607-26-89.
Словом, есть в столице действительно "горячие телефоны". А тому, что москвичи порой не могут дозвониться, как объяснили нам телефонисты, есть объективная причина: замена номеров АТС. Не все знают, к примеру, в каких номерах двойку уже заменили на шестерку, и продолжают звонить по старым, а потому бесполезным номерам, слышат в ответ "абонент недоступен".
Но во время нашей проверки мы набирали проверенные, правильные номера "горячих линий". А итог все равно получился неутешительным. Из внушительного списка телефонов, по которым столичные департаменты, комитеты и организации обещают консультировать москвичей и принимать от них жалобы, каждый второй категорически отказывался отвечать. То есть ровно половина нынешних "горячих линий" является, как говорят в народе, пустым номером.
Куда невозможно дозвониться
Найди управу на управу
Наказать организацию, которая не желает с вами разговаривать, можно следующим образом: