Воронежские страховщики считают, что рынок автострахования вырастет на 15 процентов

В условиях мирового финансового кризиса сильные станут еще сильнее, а слабые уйдут из бизнеса. Таково общее мнение участников "круглого стола", посвященного проблемам автострахования, который прошел в воронежском представительстве "Российской газеты".

В обсуждении приняли участие: исполнительный директор Центрально-Черноземного филиала ООО "Городская страховая компания" Сергей Абрамов и замдиректора по продажам Сергей Малахов, исполнительный директор Белгородского филиала ОАО "Военно-страховая компания" Константин Свищев, директор Центрально-Черноземного регионального центра ОАО "АльфаСтрахование" Андрей Осадчий, начальник департамента автострахования ЗАО "Страховая бизнес группа" (IBG) Елена Снытникова, начальник отдела филиала ОСАО "Ингосстрах" в Воронеже Владимир Носов, директор ООО "Чешская страховая компания" Олег Мелехин.

Российская газета: С 1 марта 2009 года вступают в силу изменения в закон об ОСАГО, касающиеся введения прямого регулирования убытков. Суть в том, что выплату автовладельцу будет производить его страховщик, который затем выставит счет компании виновника ДТП. Для потребителей процедура возмещения ущерба станет проще, чего, по всей видимости, не скажешь о представителях отрасли.

Сергей Абрамов: На первый план выйдет проблема взаиморасчетов. Дело в том, что даже сейчас есть компании, которые в рамках ОСАГО обязаны вернуть средства, выплаченные нами по полисам КАСКО, но уже полгода задерживают проплаты, ссылаясь на обстоятельства. С такими партнерами мы вынуждены выяснять отношения в арбитражном суде. При этом я говорю о компаниях, с которыми заключены договоры и налажено сотрудничество. Что же будет, когда придется взаимодействовать со всеми участниками рынка, которых в воронежском регионе порядка 130? А ведь каждый страховой случай - это увесистая папка документов…

Владимир Носов: Прямое регулирование увеличит нагрузку на страховщиков. Однако компании, которые добросовестно работают, а не просто собирают деньги, готовы к грядущим изменениям. Кто не готов - исчезнет с рынка. К слову, за 9 месяцев 2008 года Федеральная служба страхового надзора отозвала уже 46 лицензий.

РГ: Активно обсуждается возможность повышения тарифов по ОСАГО в следующем году. Насколько эта мера оправданна - особенно в нынешних условиях, когда многим автовладельцам и без того придется потуже затянуть пояса?

Абрамов: Судите сами: в 2004 году стоимость нормо-часа ремонта отечественного автомобиля была 125 рублей, сегодня - уже 300. А тариф ОСАГО при этом остался неизменным. При средней стоимости полиса 1200 рублей ремонт машины обходится в среднем в 24-25 тысяч (в 2004-м - 18-19).

Константин Свищев: Свою лепту в убыточность ОСАГО вносят некорректно рассчитанные территориальные коэффициенты. К примеру, автовладелец, проживающий в сельской местности, который оплачивает полис с коэффициентом 0,5, выезжает в город и в непривычном для него интенсивном транспортном потоке становится виновником ДТП. Невзирая на его вклад в бюджет ОСАГО, компания несет расходы в полном объеме.
 

Благодаря страхованию гражданской ответственности прекратились криминальные разборки на дорогах. Однако появилась другая проблема. Водители, понимая, что в случае аварии финансовую ответственность несет страховщик, стали вести себя на дороге более раскрепощенно, иной раз - просто безответственно. Это также сказалось на увеличении страховых случаев.

Кстати, за безаварийную езду участники ОСАГО ежегодно получают скидку в пять процентов. Таким образом, самые дисциплинированные теперь покупают полис на 20-25 процентов дешевле базовой стоимости. Получается, что при значительном подорожании услуг автомастерских и запчастей, сборы по ОСАГО уменьшаются. Единственный выход из ситуации - корректировка поправочных коэффициентов и повышение тарифов. В условиях мирового финансового кризиса это может привести к росту социальной напряженности. Но с другой стороны, если не принять меры, рост убыточности грозит уходом с рынка ОСАГО до половины его участников. А компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков на покрытие всех "аварийных" расходов может и не хватить.

РГ: Однако кроме понижающих коэффициентов существуют и повышающие - для виновников ДТП. Они не компенсируют "бонусные потери"?

Елена Снытникова: Зачастую происходит так, что автовладелец, который стал виновником аварии и к которому мы должны применить повышающий коэффициент, по окончании действия полиса переходит в другую компанию. В этом случае его страховая история начинается с чистого листа. Сказывается отсутствие единой информационной базы данных участников ОСАГО.

Сильные компании станут еще сильнее, а слабые уйдут с рынка

РГ: Разговоры о создании базы ведутся уже давно. Этот ресурс помог бы в борьбе с мошенниками, которые пытаются получить возмещение ущерба сразу в нескольких компаниях. В некоторых областях такую базу создали. Но не в Воронежской. В чем причина?

Снытникова: Технически это достаточно сложно реализовать. Речь идет о взаимодействии 130 компаний и, самое главное, об обмене информацией о личности страхователя. Адрес, телефон, место работы, марка и стоимость автомобиля - конфиденциальные сведения, которые должны быть надежно защищены от криминальных посягательств. Как запускать их в массовый, имею в виду многочисленность игроков на рынке, оборот? Думаю, создание подобной информационной базы - компетенция Российского союза автостраховщиков и правоохранительных органов, в частности, ГИБДД.

Андрей Осадчий: Как я понимаю, речь в данном случае идет о построении и структурировании регионального страхового рынка. Только в этом случае появятся общие профессиональные интересы, в том числе по формированию базы данных по ОСАГО, выработке единых стандартов и созданию региональной ассоциации.

РГ: КАСКО - продукт, сопутствующий автокредитованию и покупке за наличные очень дорогих иномарок. Не ожидаете ли вы негативные изменения в этом сегменте?

Снытникова: Крупные компании не прогнозируют снижение продаж по КАСКО. Как показывает опыт, именно в сложные экономические периоды люди осознают необходимость уменьшения риска большого ущерба. То есть приходят к выводу, что "лучше подстраховаться" и купить КАСКО, нежели в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств вкладываться в ремонт дорогого автомобиля.

Сергей Малахов: В условиях кризиса ликвидности и снижения доступности кредитов банки могут начать "играть" клиентом. Если раньше заемщику предлагали выбрать страховую компанию из объемного списка аккредитованных, то теперь их перечень может значительно уменьшиться. Клиент окажется перед выбором: либо страховаться в "назначенной" компании, либо остаться без кредита…

Снытникова: …что противоречит нормам Гражданского кодекса и 135-му Федеральному закону "О защите конкуренции". Мы помним громкие разбирательства на эту тему с участием антимонопольной службы. Думаю, что банки при оформлении кредитного договора будут прежде всего оценивать репутацию и благонадежность страховой компании.

Носов: Безусловно, клиент вправе определять, где именно ему страховаться - исходя из личного опыта, рекомендаций друзей и знакомых. Однако в условиях кризиса банки вынуждены ужесточать условия кредитования и выбирать для своих средств более надежную защиту. Вполне закономерно, что список страховщиков, готовых и способных исполнить свои обязательства, существенно сократится.

Осадчий: Мы изучали опыт Прибалтики, где в свое время была система аккредитации при банках. Все изменилось, когда на рынок пришли иностранные компании. Банкам пришлось скорректировать стандарты работы со страховщиками. Теперь они заключают договор с любой компанией с единственным условием - наличием лицензии. Думаю, мы тоже к этому придем.

РГ: Можно спрогнозировать, что будет с рынком автострахования в 2009 году?

Осадчий: Сильные компании станут еще сильнее, а слабые уйдут с рынка. Существенно повысится эффективность компаний, поскольку мы будем вынуждены сокращать расходы и одновременно больше зарабатывать. Усилится конкурентная борьба за прибыльные сегменты. Клиент от этого только выиграет. Мы, кстати, заметили, что некоторые категории потребителей стали больше интересоваться страхованием. В условиях, когда деньги более "короткие" и дорогие, необходимо их максимально эффективно отработать и учесть вероятные риски.

Согласно нашим прогнозам, рынок автострахования, включая ОСАГО, вырастет в 2009-м на 10-15 процентов. Никакого пессимизма по поводу будущего у нас нет.

P.S.

По окончании "круглого стола" гости "Российской газеты" приняли участие в тест-драйве двух моделей автомобиля Toyota - Camry и Corolla. Мероприятие организовало ООО "Бизнес Кар Воронеж" - единственный в столице Черноземья дилер компании Toyota.

Представители "Тойота Центр Воронеж" предложили страховщикам детально ознакомиться с автомоделями, снискавшими заслуженную популярность во всем мире. Вопросов было много. Участников тест-драйва интересовали варианты комплектаций, обеспечение запчастями и зимней резиной, цена различных моделей Toyota, которые можно приобрести в автосалоне Центра.

Во время заезда "на короткую дистанцию" гости убедились, насколько иномарки комфортны и просты в управлении. Особой похвалы удостоился их стильный дизайн.

По словам менеджеров "Тойота Центр Воронеж", у покупателей автомобилей не будет никаких проблем с их эксплуатацией, поскольку дилер обеспечивает полный спектр услуг по техническому обслуживанию, а также широкий выбор запчастей и аксессуаров.