Страх перед финансовым кризисом заставил граждан задуматься о сохранности сбережений. Многие предпочли перевести кровные рубли в евро или растущий доллар и потянулись в пункты обмена валюты, не подозревая о том, что могут стать жертвами мошенников.
Недавно правоохранительные органы возбудили уголовное дело в отношении незарегистрированного пункта обмена валют, расположенного в одном из зданий на улице Новый Арбат. Согласно информации Московского ГТУ Банка России и Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу, дело возбуждено по статье 172, ч. 1 Уголовного кодекса РФ "Незаконная банковская деятельность", которая влечет за собой наказание вплоть до 4 лет лишения свободы со штрафом до 80 тыс. рублей.
Оперативные действия проводились ГУ МВД России по ЦФО по информации, предоставленной Московским ГТУ Банка России.
Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя начальника Московского ГТУ Банка России Карена Галустьяна.
Российская газета: Объясните, пожалуйста, что собой представляет незарегистрированный пункт обмена валюты.
Карен Галустьян: Согласно Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" проводить операции с наличной валютой могут только кредитные организации. Обменные пункты являются их структурными подразделениями, а кассиры обменных пунктов - штатными сотрудниками банков. Надзор за их деятельностью осуществляет Банк России. В соответствии с установленными им правилами обменный пункт вправе начать работу только при наличии положительного заключения территориального учреждения Банка России о его открытии. Если же такого заключения нет, пункт обмена валюты считается незаконно действующим.
РГ: Чем рискуют граждане, пришедшие менять деньги в такой обменный пункт?
Галустьян: Они рискуют быть обманутыми и потерять свои деньги. Ведь такой обменный пункт находится вне сферы контроля надзорного органа. Его создатели сознательно пошли на нарушение закона, и это нарушение вряд ли ограничится обманом государства.
РГ: Как посетитель может отличить незаконный обменный пункт от вполне законного?
Галустьян: В помещении обменного пункта, действующего в соответствии с установленными правилами, на стенде или в ином доступном для клиента месте обязательно должны быть следующие документы: копия положительного заключения территориального учреждения Банка России по месту открытия обменного пункта; наименование, адрес и телефон банка, открывшего обменный пункт; режим работы пункта обмена валюты; информация для обращений и жалоб, связанных с работой обменного пункта; курсы иностранных валют по отношению к рублю и кросс-курсы, используемые при операциях с наличной валютой и чеками, а также условия их применения; перечень операций с наличной валютой и чеками, которые этот пункт осуществляет; выписка из тарифов банка (филиала) о размерах комиссионного вознаграждения за операции с наличной валютой и чеками, заверенная подписью руководителя этой организации и скрепленная ее круглой печатью. Отсутствие любого из этих документов является нарушением установленного для обменных пунктов порядка работы. Если же отсутствуют копия положительного заключения Банка России по месту открытия обменного пункта, а также сведения об открывшем его банке, то услугами этого обменного пункта лучше не пользоваться и сообщить о нарушителях в правоохранительные органы.
РГ: А почему не в Центральный банк? Ведь именно он является надзорным органом для банковской системы.
Галустьян: Территориальные подразделения Банка России осуществляют контроль за работой официально зарегистрированных пунктов по обмену валюты банков (или их филиалов) и за соблюдением ими банковского законодательства. В Московском регионе эту функцию выполняет Московское главное территориальное управление Банка России. Что же касается незаконно действующих пунктов обмена валюты, то их деятельность - сфера уголовного законодательства. Выявление таких пунктов и применение к ним соответствующих мер - задача правоохранительных органов. Практика последнего времени доказывает, что наибольшего эффекта можно достичь совместными усилиями Банка России и правоохранительных органов. Мы и впредь намерены работать в тесном взаимодействии.
РГ: Ну а если речь идет не о мошенничестве, а, к примеру, о банальном хамстве или других нарушениях?
Галустьян: Можно пожаловаться руководству банка, которому принадлежит "обменник". Примет такую жалобу и территориальное управление Банка России того региона, в котором зарегистрирован банк. В Москве и Московской области это Московское ГТУ Банка России. Лучше всего направить жалобу в письменном виде по адресу: 115035, Москва, ул. Балчуг, д. 2, Московское ГТУ Банка России, Валютное управление. Можно пожаловаться и по телефонам: (495) 742-88-17, 742-88-18, или позвонить на "горячую линию" Московского ГТУ по телефону (495) 950-09-40. Недавно Московское ГТУ Банка России открыло интернет-страницу для обращений граждан и организаций: http://www.cbr.ru/regions/usermessage.
Если же речь идет о банке, поднадзорном территориальному учреждению Банка России другого региона, справку о его местонахождении можно получить в Банке России по адресу: 107016, ул. Неглинная, д. 12, либо по телефонам: (495) 771-47-46, 921-31-16.