Александр Кибовский: Приспособление исторических объектов под гостиничные комплексы является приоритетным

8 декабря комиссия Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия наведалась на стройплощадку в самом центре Санкт-Петербурга.

После реставрации в "Доме со львами" на Исаакиевской площади должен открыться роскошный отель международной сети Four Seasons. Собственно, это и привлекает к этому объекту пристальное внимание как федеральных властей, так и простых горожан. Глава Росохранкультуры Александр Кибовский рассказал нашему корреспонденту, как строится диалог между бизнесом и властью в деле охраны исторических памятников.

Российская газета: И часто вам приходится выезжать на подобные мероприятия?

Александр Кибовский: Я, конечно, не каждый день выезжаю на объекты лично, но мои сотрудники - постоянно. Ежедневно ситуация "мониторится", при необходимости выписываются штрафы и предписания.

Другое дело, что есть объекты, которым уделяется особое внимание, и для принятия решения может потребоваться личное присутствие руководителя службы. Например, данное здание мы контролируем непосредственно, в тесном взаимодействии с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и Управделами президента РФ, на балансе которого оно находится. Сегодняшнее совещание было очень конструктивным - мы подвели итог большой работы.

РГ: То есть в данном случае диалог с инвестором развивается положительно?

Кибовский: Да, особенно если вспомнить, что здесь было до начала реставрационных работ. Здание являло собой очень печальное зрелище. Хочу напомнить - все внутренние конструкции были деревянными, то есть здание стояло на честном слове. Сегодня здесь произведена полная замена несущих перекрытий, и если бы за дом не взялись серьезно, он бы со временем рухнул. Объект нужно было спасать - это однозначно. То, что была выбрана именно эта форма приспособления (под гостиницу. - "РГ"), - правильное решение.

РГ: Судя по сообщениям в прессе, именно перспектива коммерческого использования могла вызвать отторжение у горожан...

Кибовский: Напрасно. Как раз приспособление таких объектов под гостиничные комплексы является одним из самых приоритетных направлений в мировой практике. Гостиничный бизнес - более щадящий для таких помещений культурного наследия, чем, скажем, переделка под офисные помещения, коммерческие, торговые павильоны. Гостиничный бизнес элитарного класса очень бережно относится к объектам, в которых располагается.

РГ: Приспособление здания под новые нужды подразумевает изменения в конструкции. А как быть с историческим обликом?

Кибовский: Объект сложнейший, и в ходе его реставрации возникли разногласия между стороной коммерческой и стороной художественной. И недостатки проекта были выявлены во многом благодаря общественности Санкт-Петербурга. Это в первую очередь касалось высоты кровли, конька. Было много обсуждений и разговоров, в ходе которых были предложены варианты решения проблемы. Мы пришли к соглашению. Это инвестор, конечно, понесет затраты, но он вместе с проектировщиками и строителями идет навстречу нам и всему городу. Будут демонтированы части металлоконструкции, которые уже построены, общая высота будет понижена от 60 до 90 см, углы кровли не будут застеклены, что позволит сохранить ее исторический вид со смотровых точек. Фактически, инвестор лишается целого технического этажа, но в данном случае интересы города важнее, и заказчик на это идет.

В остальном инвестор следует утвержденным проектам. Дело в том, что объект много раз страдал от разных обстоятельств. Например, парадный вход здания, который мы осматривали сегодня, был сильно перестроен и трудно узнаваем. Но скоро он будет восстановлен в первозданном виде. Это будет очень красиво, я вас уверяю.

РГ: Но ведь не всегда согласования проходят просто. Как вы справляетесь с проблемными объектами?

Кибовский: Вы правы, бывают даже и проблемы с проникновением на такие объекты. Например, Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке в Москве. Попасть туда было почти невозможно. Пока у нас были препоны на входе, пока мы ругались и вызывали милицию, из объекта выносили раскладушки гастарбайтерские, объект "зачищали". Но надо отдать должное - после конфликтной фазы мы встретили понимание со стороны инвестора и в результате получили уникальный реставрационный проект.

РГ: А как бороться с нарушениями? Увеличивать штрафы?

Кибовский: Штрафные санкции - это только одна и довольно малоэффективная мера, хотя для острастки она очень важна. Поясню: сумма штрафов часто закладывается в накладные расходы и стоимость строительства. Это неофициально, но зачастую так и есть. Кроме того, - ну хорошо, заплатили штраф, но он не окупит стоимость памятника. А изъять объект у собственника - дело почти невозможное, потому что по закону ему следует предоставить денежную компенсацию.

Поэтому мы стараемся отлавливать огрехи на стадии проектирования. Затем начинаются строительные или реставрационные работы. Теперь уже региональный орган по охране памятников следит за тем, чтобы то, что происходит на объекте, соответствовало утвержденной проектной документации.

РГ: Вы упомянули, что соблюдение норм по охране архитектурных памятников может дорого обойтись инвестору. Как соблюсти необходимый баланс между интересами государства и бизнеса?

Кибовский: Это концептуальный вопрос отношения инвесторов и государства. Любая власть - и федеральная, и городская, и региональная - стремится к тому, чтобы ее объекты давали максимальную отдачу. Инвестор тоже заинтересован в эффективности своих вложений. Мировая практика - органы охраны являются сдерживающим механизмом.

Если следовать опыту Европы, то сначала определяются перечень объектов и параметры их приспособления. После этого готовый проект уже выдается на конкурс и инвестор сам вправе соизмерить обременения и выгоду, которую он получит. А у нас пока выходит так, что сначала объект передается, а потом приходят органы охраны со своими идеями. Поэтому были часты отказы инвесторов от продолжения проекта.

Должен формироваться правовой язык регламентов, те показатели, по которым будет осуществляться контроль за деятельностью в сфере реставрации и охраны памятников. Сейчас, например, в Петербурге в Законодательном собрании рассматриваются новые Правила землепользования и застройки - это прорыв, о необходимости которого мы говорим уже как минимум четыре года. И вот теперь, во многом благодаря воле губернатора этот вопрос вышел на стадию принятия практического решения. Это нормальный, цивилизованный путь. Раньше были волевые решения, а сейчас мы переходим на уровень отношений в правовом поле.