Экстремальная езда стала почти нормой для воронежских маршруток

Водителей маршрутных такси привлекли к уголовной ответственности за езду, "не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья пассажиров", но так и не наказали по всей строгости закона.

Во время профилактического рейда по безопасности дорожного движения сотрудники прокуратуры и ГИБДД Ленинского района остановили несколько маршруток. При визуальном осмотре специалисты обнаружили технические дефекты, при которых автомобилям противопоказано выходить на линию и перевозить пассажиров: неисправная тормозная система, треснувшее ветровое стекло, а также колеса с полностью изношенным коллектором. Водителям выписали штраф и объяснили, что, пока автомобили не будут приведены в порядок, задействовать их в пассажирских перевозках категорически запрещается, - отправляйтесь, мол, в гараж на ремонт.

Как рассказал корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Ленинского района Ярослав Калашников, в тот же день после обеда автоинспекторы в присутствии представителей общественности продолжили рейд - им на глаза снова попались две (из "утренних") маршрутки с пассажирами: вместо того чтобы отправиться на ремонт, водители продолжили зарабатывать деньги и подвергать опасности жизнь людей.

В отношении нарушителей транспортного законодательства были возбуждены уголовные дела по статье 238 "Производство, хранение или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей", которая предусматривает наказание в виде штрафа до трехсот тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет.

Суд счел вину водителей полностью доказанной, однако в связи с "деятельным раскаянием" уголовное преследование (по не реабилитирующим обстоятельствам) было прекращено.

Надо сказать, что этот инцидент как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию на воронежских дорогах. Плохое техническое состояние пассажирского транспорта, экстремальная езда - стали чуть ли не нормой. Культура обслуживания пассажиров также не на высоте: водитель, курящий и матерящийся на весь салон, - явление достаточно привычное. Недавно на главном воронежском проспекте прохожие могли наблюдать такую картину: двое водителей малогабаритных маршруток (один другого подрезал) посреди проезжей части охаживали друг друга битами. Минут пять - пока не определился победитель поединка - движение было парализовано. К сожалению, автоинспекторов поблизости не оказалось.

Впрочем, верно и другое: эпизодическим наказанием водителей за ненадлежащее состояние транспорта проблему не решить. Наказывать необходимо в первую очередь владельцев маршруток. Самый эффективный инструмент здесь - приостановка или аннулирование лицензии, но он практически не применяется. Многие воронежцы наверняка помнят нашумевшее ДТП с летальным исходом, происшедшее в начале года: девочка садилась в автобус, а он в это время тронулся - ребенка протащило несколько метров по дороге. Суд не принял ходатайство транспортных инспекторов о приостановлении лицензии предприятия на 90 дней - вынес решение наказать штрафом в 40 тысяч рублей. По словам руководителя регионального управления Госавтодорнадзора Жозефа Еркнапешяна, в нынешнем году в Воронежской области не было ни одного случая приостановления или аннулирования лицензии, а по России - всего 50: "Суды крайне неохотно идут на эту меру".

Кстати

За девять месяцев сотрудники воронежского управления ГИБДД выявили более 25-ти случаев нарушений, допущенных водителями пассажирских автобусов. Причем 36 маршруточников оказались на момент дорожной проверки в нетрезвом состоянии, а пятеро - вообще не имели права управлять пассажирским автотранспортом.