Сэкономить на предновогодних московских распродажах у покупателей не получится

Сейчас во многих странах начались рождественские и новогодние распродажи, и Россия в этом не отстает.

Перед Новым годом витрины московских магазинов пестрят рекламными скидками: снижение цен на 30, 45, а то и 70 процентов. "Ювелирный" предлагает два изделия по цене одного, соседняя "Косметика" кричит: "Раздаем деньги!" Правда, мелким шрифтом поясняет условия: если купите товар - получите баллы, они вам зачтутся при следующей покупке. Вот так облагодетельствовали!

Увы, агрессивная реклама сулит куда больше, чем дает. В этом убедился наш корреспондент, попытавшись сэкономить деньги на праздничных скидках.

Ловля на пустой крючок

С утра по радио услышала о тотальной "новогодней" распродаже в бутиках нижнего белья. "Купилась" на удочку, пробежалась по магазинам. Цены стоят как стена - подешевели только пеньюары серого цвета 56-го размера. Правда, в торговой точке по соседству, где торгуют верхней одеждой, есть скидки на пуховики сезона 2007-2008 года.

Нет, надо идти в крупные торговые центры - там-то наверняка действуют скидки.

К примеру, в парфюмерно-косметической сети "Л,Этуаль" объявлена акция "Найди оранжевый ценник".

Реклама обещает 40-процентную скидку на выборочную косметику "Живанши", "Кензо", "Эсти Лаудер", "Эскада"... При этом оговаривается, что "срок действия акции ограничен наличием товара в магазине". Дисконтную карту можете не вынимать: на "оранжевый" товар она недействительна. Зато в подарок дадут полотенце.

Тут же проходит и другая акция "Специальные цены". Набор: тушь+средство для снятия макияжа ("Ив Сен Лоран") стоит "всего" 799 рублей. Мелкие товары вроде мыла и шампуня сбываются в качестве новогодних подарков. Мои любимые духи от Диор не упали ни на рубль.

Вот группа компаний ALBA, "оперативно отреагировав на изменения покупательского спроса в условиях финансового кризиса, открыла новый большой дисконт-магазин". Но и тут не покидает ощущение, что под сладким соусом "бешеных распродаж" магазины в конце года избавляются от товаров, на которые упал спрос: вещи непопулярных расцветок, размеров и так далее.

Зачем кризисом пугать?

Похоже, многие фирмы сочли, что предстоящий Новый год - не достаточный повод, чтобы покупатели раскошелились, а если припугнуть кризисом, дело пойдет веселее. Например, "Пятый сезон" бросил клич: "Скажем кризису "Нет!" и встретим зиму в теплой одежде". Пуховики идут по 999 рублей.

"Ударим скидками по кризису!" - призывает магазин одежды "Склад", установивший 70-процентную скидку на весь ассортимент, включая новую коллекцию. "Зачем выходить из кризиса, если из него можно выехать?" - рекламирует спецпредложение Volvo. Многие автосалоны предлагают "антикризисные" скидки на машины, "антикризисную" резину и КАСКО в подарок.

В общем, идея народного сопротивления кризису пронизала все рекламные кампании. Но, пугая покупателя, сами они стойко держат цены. Об этом говорят многие эксперты.

- В нашей стране снижение цен на товары не так существенно, как можно было ожидать в нынешних условиях, потому что между сетями практически нет конкуренции, - рассказал "РГ" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - По сути, кризис оказал влияние только на товары люксовой категории, но не коснулся дешевого сегмента. Это так называемая псевдораспродажа, запрещенная в Евросоюзе. А у нас подобные манипуляции весьма популярны. Например, продавец недвижимости на неделю поднимает цену на 30 процентов, а потом делает 70-процентную скидку и объявляет о сумасшедшей скидке. На самом деле она составляет всего 15 процентов.

На реальные скидки, по словам Дмитрия Янина, могут рассчитывать только те, кто планирует приобрести мобильные телефоны и бытовую технику, но только после всех праздников, когда наступит так называемый мертвый сезон.

В общем, поход по магазинам меня не порадовал: купить красивую нужную вещь с хорошей скидкой так и не удалось.

...А вечером мне позвонила приятельница из Сиэтла, говорит: "Цены в Америке упали ниже плинтуса. За 10 долларов можно обуться и одеться".

Там традиционные рождественские распродажи наложились на финансовый кризис. До нас он тоже докатился, только цены, наоборот, стали расти. По крайней мере в конце ноября дезодорант, которым я обычно пользуюсь, подорожал на 50 рублей, а банка цейлонского зеленого чая марки Mleho - на 60 рублей.

Компетентно

Елена Горланова, аналитик медиамониторинговой группы AdMonitor:

- В отличие от западного покупателя, который активизируется перед Рождеством, россияне делают шопинг накануне Нового года. В этот же период рекламодатели предлагают стартовые скидки 15-20 процентов на скромную часть новых коллекций и остатки несезонного или неходового товара. Многие предлагают "две вещи по цене одной". Так, например, магазины Springfield, Colours & Beauty, Women,Secret анонсировали по радио 50-процентные скидки на каждую вторую вещь, купленную по 15 декабря.

После 1 января в магазинах наступит затишье, с 15-го стартуют сезонные скидки в 30-50 процентов, а с февраля начинаются тотальные ликвидации (40, 70, 80 процентов) коллекций. Продавцы освобождают полки для весенне-летних коллекций одежды или товара, выпущенного в новом году.

Вот тогда скидки более реальны.