"Сдаются зэки. Недорого. Обращаться в фирму "Право". Адрес: колония-поселение N 3" - так или приблизительно так могло выглядеть объявление о том, что в Волгоградской области руководители мест лишения свободы и коммерсанты успешно торговали "лицами, отбывающими наказание".
Согласитесь, звучит дико, но на преступниках ушлые граждане смогли заработать в прямом смысле миллионы рублей. Так бы и процветал успешный бизнес за колючей проволокой, если бы не прокуратура Волгоградской области.
Прокуроры провели, выражаясь их языком, проверку законности использования труда осужденных в учреждениях исполнения уголовных наказаний. Результаты, казалось бы, дежурной проверки просто фантастические.
Отличилось руководство колонии-поселения N 3. Там были заключены договоры с некой коммерческой фирмой, скрывающейся под немудреным названием "Право". Кстати, чтобы далеко не ходить, рабочий кабинет фирмы был открыт прямо на месте - на территории колонии-поселения. Прочитав договоры, прокуроры ахнули: судя по документам, заключенные "привлекались к труду" аж на двадцати объектах города Волгограда и за его пределами. Причем на фирму в нарушение всех мыслимых и немыслимых норм и законов возлагались этими документами обязанности контролировать поведение осужденных и разыскивать их, если сбегут.
Как сухо записали в своих актах проверяющие прокуроры, "особенности личности осужденных при привлечении их к труду не учитывались". Если перевести эти слова на обывательский русский язык, то это значит, что на работы в больницах и детских учреждениях привозили матерых уголовников, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе и за насильственные преступления, совершенные на сексуальной почве. Удобная ситуация с перевозками заключенных и их коммерческим наймом, естественно, сразу дала те результаты, которые должна была дать: зэки побежали. С начала использования фирмой "Право" заключенных колонии-поселения N 3 со своих рабочих мест сбежали 11 осужденных.
Сами договора на зэков оказались весьма любопытними бумагами. Большая часть заработанных осужденными денег шла фирме. За 7 месяцев на ее счета поступило около 3 миллионов рублей.
Против начальника и оперативного дежурного колонии-поселения N 3 возбуждены уголовные дела.
Колония N 3 оказалась не единственной, где тюремные чиновники обращались с арестантами, как со своей частной собственностью. Во Фроловском районе области суд вынес приговор начальнику колонии N 25. По его указанию осужденных отправляли на работу в частное домовладение гражданина начальника. Одного из осужденных тот избил в своем служебном кабинете. По требованию прокуратуры начальник получил 3 года и 2 месяца лишения свободы. Правда, условно.
В Нехаевском районе прокуратура обнаружила феноменальные факты: начальник уголовно-исполнительной инспекции получал взятки от условно осужденных. И давал разрешение осужденным ездить в Москву на заработки. По приговору районного суда начальник теперь отправлен в колонию-поселение на 2 с половиной года.
Всего в этом году прокуратура области обнаружила свыше 900 нарушений в тюремном ведомстве. 320 чиновников наказаны в дисциплинарном порядке.
Леонид Беляк, прокурор Волгоградской области, государственный советник юстиции 2-го класса:
- Прокурорский надзор в области сосредоточен не только на законности исполнения уголовных наказаний, соблюдении прав осужденных. Не менее важен надзор и за законностью хозяйственно-финансовой деятельности учреждений исправительной системы, за договорной дисциплиной, организацией трудового процесса. Особенно это актуально в свете хронического недостатка средств на обустройство колоний.
Не должно складываться впечатление, что всю эту работу мы начали только недавно. Много нарушений вскрывалось и в прошлом году. Но, как показала практика, система ведомственного контроля оказалась не на высоте. Причины и условия злоупотреблений и корыстных действий должностных лиц своевременно устранены не были. Здесь мы столкнулись и с отписками, и с формализмом, и с возможной неспособностью руководства ГУФСИН наладить надлежащий контроль за работой подчиненных. Поэтому и меры приняты конкретные и жесткие, но в создавшейся ситуации - адекватные обстановке.
Я прекрасно понимаю, что только уголовно-правовой "дубинкой" порядок не навести. Реальный результат возможен лишь при координации ведомственного контроля и прокурорского надзора, и самое главное - своевременное и эффективное реагирование на вскрытые нарушения. На этой основе выстраивается линия совершенствования работы как нового руководства ГУФСИН, так и прокуратуры области.