На ракетоносце "Юрий Долгорукий" успешно завершены комплексные испытания ядерной энергетической установки. Эта скупая весть, молнией сверкнувшая в новостях и подтвержденная "РГ" по своим каналам, придала особое звучание той дате, ради которой собрались в Северодвинске подводники и корабелы трех поколений.
Вчера исполнилось пятьдесят лет, как в составе нашего Военно-морского флота появилась первая атомная подводная лодка - вместо традиционных дизелей ее приводили в движение два ядерных реактора. Свершилось то, о чем мечтали подводники еще военной поры: не надо то и дело всплывать для зарядки аккумуляторных батарей, чтобы двигаться под водой. Больше того - можно идти на глубине со скоростью не меньшей, чем надводная!
Кораблю-первопроходцу присвоили тактический номер К-3 и дали имя собственное - "Ленинский комсомол". Приемный акт был подписан 17 декабря 1958 года в условиях строжайшей секретности.
Что было государственной и военной тайной полвека назад, теперь стало поводом для публичной встречи всех, кто имел отношение к этому проекту: конструкторов, кораблестроителей, военных моряков. Местом сбора, естественно, выбрали "Севмаш" - это на его стапелях построена в рекордные сроки первая советская АПЛ. Заложили опытный корабль в сентябре 1955 года, а 9 августа 1957-го уже спустили на воду и начали швартовные испытания. И всего через пять недель, 14 сентября, - это все исторические даты! - на подводной лодке был запущен ядерный реактор.
"Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар" - такую запись оставит в вахтенном журнале научный руководитель проекта академик А.П. Александров, когда К-3 под командованием капитана I ранга Леонида Осипенко первый раз выйдет в море.
О том, насколько знаковым было то событие для страны и завода, красноречиво свидетельствует барельеф с изображением ордена Ленина на фасаде заводоуправления. Его вручили коллективу по горячим следам - в 1959 году. И потом, конечно, были ордена - Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и еще два ордена Ленина - в 1976 и 1984 годах. Но та первая награда и первый атомоход - как первая любовь. Не забываются.
За минувшие полвека в нашей стране создано более двухсот атомных подводных лодок. Помимо Северодвинска их строили в Ленинграде, Горьком и Комсомольске-на-Амуре. Со стапелей "Севмаша" сошло 128 АПЛ различного назначения. Вслед за первенцем К-3 последовала серия из двенадцати кораблей проекта 627А. Их относят к первому поколению. А сейчас на выходе ракетоносцы и многоцелевые АПЛ четвертого поколения - с современным вооружением и, что особенно важно, с более надежной и безопасной в эксплуатации ядерной энергоустановкой.
Симптоматичен уже тот факт, что на стратегических подводных лодках нового поколения, а это "Юрий Долгорукий" и следующие за ним "Александр Невский" и "Владимир Мономах", проектом предусмотрено не два, как было прежде, а один ядерный реактор. Его разработчики из ОКБМ им. Африкантова, накопившие огромный опыт в проектировании таких корабельных установок, отказались от избыточного резервирования и дают экипажу Константина Митькина твердые гарантии, что реактор на "Юрии Долгоруком" не подведет.
И первый такой экзамен, как уже сказано, реакторщики выдержали. Правда, пока что у достроечной набережной "Севмаша". Эта новость означает, что график подготовки "Юрия Долгорукого" к выходу в море для заводских испытаний - конец 2008 года - строго соблюдается.
Тем временем
Еще один - контрольный - пуск новой ракеты "Булава", которой планируется вооружить "Юрий Долгорукий" и корабли аналогичного проекта, запланирован на 21 декабря. Такую информацию со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе распространил Интерфакс-АВН. "Это зачетный испытательный пуск, - цитирует агентство анонимного собеседника. - По его результатам будет принято предварительное решение о принятии "Булавы" на вооружение".