Приморский суд обязал мать обучать своего несовершеннолетнего сына

Непростое судебное решение предстоит выполнить приставам Ольгинского района. Суд обязал мать обучать своего несовершеннолетнего сына.

Ребенок не посещает школу уже около полутора лет. Школа в селе Щербаковка, где живет его семья, закрылась в 2004 году. Родителей учеников поставили перед выбором - ежедневно ездить на учебу в соседнее село за несколько десятков километров или учиться в селе Михайловка. Там есть интернат для проживания ребят из отдаленных районов. Родители большинства школьных приятелей мальчика выбрали второй вариант.

Однако отец и мать мальчика отклонили оба предложения. Впоследствии на суде женщина пояснила, что в семье нет денег, чтобы оплачивать ежедневные поездки на междугородном автобусе. А интернат им не подходит сразу по ряду причин. Как утверждает мать, сын, проучившись там некоторое время, попросил забрать его из школы. 

Между тем, федеральный закон "Об образовании" предоставляет и третий вариант так называемое "домашнее обучение". Ребенок может осваивать школьную программу и дома, но при одном условии: с обязательным регулярным прохождением аттестации в школе. Как раз на этом, по словам матери мальчика, они и остановились. Правда, учится ребенок на самом деле или давно позабыл об уроках, никто так и не потрудился узнать - за все время, несмотря на многочисленные напоминания Ольгинского отдела народного образования, он ни разу не появился в школу, чтобы подтвердить свои знания.

Суд, изучив все предоставленные материалы, пришел к выводу, что родители не соблюдают права ребенка на получение основного общего образования, и обязал мать исполнять родительские обязанности по обучению сына. Исполнительный лист поступил в отдел судебных приставов по Ольгинскому району, возбуждено исполнительное производство.

Комментарий

Наталья Иванюшина, семейный психолог:

- Если говорить образно, то у ребенка, как у птицы, - два крыла. Это мама и папа. И когда один из родителей уходит из семьи, случается то же, что и с раненой птицей, которая не может дальше лететь. Ребенок приобретает массу проблем, которые отравляют его жизнь: это заниженная самооценка, недостаточная социальная приспособляемость, психотравмы, не говоря уже о психосоматических заболеваниях и отставании в учебе.

В психологии есть понятие "центрирование детской мысли". Например, когда родители разводятся, ребенок пытается найти причину происходящего и не может этого сделать. Хорошо, если мама и папа объяснят малышу, что, несмотря на свое расставание, они его любят по-прежнему, если же нет - а в асоциальных семьях так и происходит, - ребенок начинает воспринимать себя виновником произошедшего. Такое восприятие приводит к заниженной самооценке, а в тяжелых случаях - психическим травмам. Этому способствуют сами родители, когда, может быть, даже неосознанно срывают накопившееся на бывшего супруга зло, раздражение на ребенке.

Это приводит к озлобленности, делает ребенка агрессивным. Более того, часто сын или дочь начинают вести себя как покинувший семью родитель, подражают ему. Это провоцирует новую вспышку ярости взрослого, который не хочет видеть в нем копию бывшего супруга или супруги. В ответ - агрессивная реакция маленького человека. Круг замыкается. Ребенок чувствует себя покинутым, брошенным. Если же все это наслаивается, например, на подростковый кризис, то случиться может все что угодно - ребенок может уйти из семьи, связаться с плохой компанией, где, как ему будет казаться, его понимают.

Практика показывает, что среди матерей, бросивших своих детей, большое количество женщин с разнообразными личностными аномалиями, в том числе страдающих алкоголизмом и наркоманией. Многие из них находятся на учете у психиатра или нарколога. Большинство таких женщин воспитывались в психотравмирующей среде, испытывали грубость и жестокость со стороны членов семьи.