Депутаты Пермской Думы раскритиковали предложенный мэрией проект повышение стоимости проезда в общественном транспорте. По мнению народных избранников, тарифы были рассчитаны некорректно.
Городские власти традиционно в конце каждого года возвращаются к пересмотру стоимости проезда в общественном транспорте. Если в прошлом году администрация мотивировала повышение тарифа ростом цен на ГСМ, то в этом году, по словам чиновников, данная мера необходима, чтобы вывести транспортную отрасль на безубыточность.
По данным департамента, в этом году компенсации убытков транспортных компаний составили более 500 миллионов рублей. Еще пару лет назад на маршрутах работало около 600 автобусов, то сейчас на рейсах курсирует уже 800 машин. Однако почти на половину сократился пассажиропоток, и это привело к тому, что в межпиковое время автобусы ходят практически пустыми. Заявив, что экономика отрасли разбалансирована, Ковыев предложил осуществить реформу. Новая методика подсчета тарифа предполагает полностью исключить бюджетное финансирование на перевозку пассажиров-льготников. Одновременно с этим планируется повысить стоимость проезда на всех видах городского транспорта до 12 рублей.
Отвечая на вопрос депутатов, почему нельзя оставить дифференцированную стоимость проезда для электротранспорта, представители мэрии заявили, что прошлогоднее снижение тарифа на проезд в трамваях и троллейбусах не привело к планируемому увеличению пассажиропотока. Такая мера оказалась неэффективной, в результате чего электротранспорт недополучил 24 миллиона рублей.
Также для достижения безубыточности, по логике администрации, следует снизить общий объем работы у перевозчиков примерно на 20 процентов и пересмотреть график выхода автобусов на маршруты.
Оптимально, чтобы в "пиковое время" - начало и конец рабочего дня - автобусы ездили каждые три минуты. А в межпиковое время увеличить интервалы до 10 минут. В рамках транспортной реформы чиновники намерены убрать с улиц Перми дублирующие маршруты.
- Никому не нужны несколько параллельных маршрутов по улице Ленина и по улице Мира, - заявили в городской администрации.
Таким образом, 12 рублей должны стать экономически обоснованным тарифом как для отрасли, так и для населения.
Предложения городских властей вызвали резкую критику думского корпуса. Депутат Александр Гимерверт, ссылаясь на опыт других городов, вообще предложил "заморозить" рост стоимости проезда, чтобы поддержать сокращенных на работе людей. Его коллега Денис Ушаков в свою очередь заявил, что тариф на следующий год рассчитан некорректно, так как искусственно подогнан под безубыточность отрасли. Единственным, кто встал на точку зрения чиновников, оказался Игорь Яковлев. Он заявил, что администрация впервые начала проводить реальные реформы в отрасли.
Однако проголосовать за принятие тарифа депутаты не смогли, так как еще не принята новая методика формирования тарифа. Рассмотреть ее и новый тариф предстоит за день до пленарного заседания Думы. Если администрация сможет убедить депутатов в необходимости повышения стоимости проезда, то новые правила начнут действовать уже с 1 февраля.
Алексей Ковыев, начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми:
- Проблема в том, что сбалансировать экономику отрасли можно разными способами. Можно повысить тариф на перевозки пассажиров и увеличть наполняемость салонов. Другой способ - снизить стоимость проезда и объем работ у перевозчиков, а следовательно, уволить многих сотрудников, работающих на транспортном предприятии. Можно еще сохранить компенсации из городского бюджета, но это не получается из-за кризиса. Поэтому администрация города решила балансировать между двумя первыми подходами: несущественно повысить тариф на проезд и снизить объемы перевозок.