И в России, и в мире немало женщин ставят спектакли и руководят театрами. Но европеянки, возглавившие театры в начале 70-х, - это особое, пока непревзойденное поколение. Впрочем, поколение ли?
Просто три уникальных дарования, по сей день исключительно значимые для современного театра. Три современницы, уникальным образом выразившие время: немецкий хореограф и руководитель Театра Танца в Вуппертале Пина Бауш, французская бунтарка, создательница Театра Солнца Ариана Мнушкина и наша Галина Волчек, более 35 лет руководящая театром "Современник".
По-разному, но все они оказались связаны с духом 60-х, с таинственным и революционным временем утопий и революций. Для Галины Волчек борьба за театр была еще более драматична: она ведь отстаивала его идею не перед чиновниками и врагами, а перед собственным учителем и основателем "Современника" Олегом Ефремовым. Уходя в 1970-м во МХАТ спасать великое и гибнущее искусство, он предлагал и всему молодому театру пойти за ним. Но для Волчек это было равносильно предательству. Она истово верила в смысл и миссию "Современника". Но женская верность, преданность и любовь здесь сыграли главную роль. Благодаря ей "Современник" не только не умер, но и пережил второе рождение. Рожденный эпохой "оттепели" в 1956 году, ставший ее символом, он смог стать современным и важным для следующего поколения, осмыслить 70-е годы. Волчек почувствовала смену героя и пригласила в театр новых актеров, ставших знаками поколения, - Марину Неелову, Юрия Богатырева, Валентина Гафта, Константина Райкина. В 1970-м в театр на какое-то время вернулся Олег Даль, уже работавший в театре и гениально сыгравший в 1968 году Ваську Пепла в знаменитом спектакле Волчек "На дне". Молодой режиссер Валерий Фокин экспериментировал с Достоевским, подражая Ежи Гротовскому. В театр пришли Михаил Али-Хусейн и Иосиф Райхельгауз. 80-е - трудное, мутное время, но в театре - вновь новое поколение актеров, каждый из которых приносит нерв своего поколения. Она слышит голоса новых авторов и первая дает им право голоса: Александр Галин, Николай Коляда...
Пережив не одну черную полосу, шквал критических статей, Волчек вновь и вновь ищет молодых актеров, режиссеров и авторов, способных рассказать о своем времени со страстью, неистовством и болью. Михаил Ефремов, Кирилл Серебренников, Нина Чусова...
Но вновь и вновь пополняя труппу, она сохраняет баланс поколений. Оттого и по сей день суть ее "Современника" выражают три лика трех разных эпох: Марина Неелова, Елена Яковлева, Чулпан Хаматова. В этом триединстве - суть художника и руководителя Галины Волчек. Несмотря на всю человеческую, творческую и поколенческую разницу, эти актрисы несут одну черту, видимо, наиболее ценимую Волчек: они хрупки и ранимы, полны той душевной грации, которая сегодня почти не востребована в мире.
И вот что любопытно: отстаивая свое право творить искусство обжигающе современное, всегда "держа нос по ветру", лучшие свои спектакли Волчек сделала по классическим текстам - Чехов, Горький, Гончаров. Быть может, потому она и обновляет свои "Три сестры" в каждую из эпох, что для нее эта женская троица несет в себе какой-то особый, важный духовный ген, который она хочет открыть в каждом новом поколении актрис: сейчас - для Ольги Дроздовой, Чулпан Хаматовой, Виктории Романенко и Алены Бабенко.
Когда в "Современнике" появилась "Другая сцена", на вопрос, не рождение ли это другого "Современника", Волчек ответила нам:
- "Другая сцена" - это не вчерашний или даже сегодняшний "Современник". Это "Современник", который должен быть завтра. Он другой не по принципиальным или по творческим соображениям. Он просто рожден в другое время, в другой эстетике, в других реалиях. И я добилась того, чтобы было именно такое пространство, такой современный дизайн, который сделал Саша Боровский. Жить в таком доме я бы не хотела, я уже не буду жить в хай-теке. Но понимаю кожей, не головой, всем своим организмом понимаю, что театр, который будет жить завтра, должен быть таким.
Быть может, в этом и заключается секрет Галины Волчек, способной ощущать себя современницей разных эпох: став режиссером, она не убила в себе женское свойство - чувствовать и мыслить не головой, но всем существом.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"