Совместный проект России и ЕС использует кризис для повышения конкурентоспособности экономики

Более года шла реализация совместного проекта Евросоюза и России "Развитие финансовых рынков. Поддержка государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики". И в конце прошлой недели эксперты подвели первые итоги завершенной работы.

Цель проекта - обозначить точки роста и механизмы их стимулирования - была определена еще до начала мирового финансового кризиса. И с каждым днем становилась все актуальнее. Сегодня непринятие важных стратегических решений может усугубить кризис, считает проректор Российской академии госслужбы при президенте Андрей Марголин.

В кризисных условиях участники проекта предлагают делать ставку на развитие государственно-частного партнерства, формирование в российских регионах конкурентоспособных кластеров и создание в стране международного финансового центра, а не зацикливаться на тактических антикризисных мерах. И институты развития должны стать стабилизаторами ситуации, вытянуть из кризиса, поясняет Марголин.

К осени этого года в уставном капитале институтов развития было около 1 триллиона рублей, подсчитал директор департамента корпоративного управления минэкономразвития Иван Осколков. Они изначально задумывались, чтобы государство могло поддержать экономику там, куда не слишком охотно идет бизнес. Эти структуры создавались с нуля, за год-полтора до кризиса (за исключением особых экономических зон и Инвестфонда). К ним относятся госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внеш экономбанк)", Российская венчурная компания, госкорпорация РОСНАНО, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Эта система продолжит работать, обещает Осколков.

За год Внешэкономбанк отобрал 80 проектов, половине из них открыто финансирование, говорит директор департамента стратегического анализа банка Владимир Андрианов. ВЭБ, по его словам, не собирается сворачивать отобранные проекты. Но надо наладить их мониторинг и, возможно, пересчитать. Сейчас у банка возникло много новых обязанностей, связанных и с развитием экономики, и с антикризисными мерами. Но если выходить из кризиса, то приоритетной должна быть деятельность по развитию, считает Андрианов.

Надо делать более привлекательным для компаний механизм частно-государственного партнерства, строить дороги и энергетическую инфраструктуру, полагают эксперты проекта. Это создаст внутренний спрос, а на выходе из кризиса снимет существующие ограничения. Большой интерес к господдержке стали проявлять энергетики, компании, занимающиеся транспортировкой нефтепродуктов, делится наблюдениями эксперт. Компании столкнулись с финансовыми проблемами, государство может их поддержать.

Главными препятствиями на пути сотрудничества государства и бизнеса являются коррупционные издержки и административные барьеры инвестиционной деятельности, пришли к выводу участники исследования. А они создают дополнительные риски и увеличивают процентные ставки по кредитам под проекты, поясняет Марголин. На фоне кризиса и проблем с финансированием особенно важны расчеты по эффективности проектов. Но имеют значение не только критерии, которые могут быть просчитаны в деньгах, но и социальный эффект, отмечают исследователи. Они предлагают бизнесу и власти инициировать создание специальных центров, которые бы координировали формирование и взаимодействие кластеров в регионах. Ключевыми проблемами при создании международного финансового центра являются инфраструктура, законодательство и кадры, обращают внимание эксперты.

Кризис надо использовать для повышения конкурентоспособности экономики, соглашается первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев. На волне антикризисных мер были приняты законы о снижении ставки налога на прибыль, разрешено снижать ставку налога для предприятий, работающих по системе единого налога на вмененный доход, напоминает он. Эти решения, по его мнению, окажут влияние на экономику и после того, как пройдет пик кризиса. Весной, рассчитывает депутат, будет рассматриваться большой пакет законопроектов о нематериальных активах - то есть интеллектуальной собственности, брендах, новых технологиях. Сейчас в России на их долю приходится не более 0,3 процента от стоимости всех активов. Но без них экономику знаний не построишь. Надо сейчас принимать законы для перехода к инновационному типу экономики, заложенному в концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, резюмирует Головнев.

Справка "РГ"

Участниками совместного проекта России и ЕС были Российская академия госслужбы при президенте (РАГС), Ассоциация сберегательных банков Германии и итальянский университет CUOA. Больше всего внимания было уделено институтам развития и кластерам. Работа велась в трех пилотных регионах - в Калужской и Саратовской областях и в Якутии. Чиновники федерального и регионального уровней прошли зарубежную стажировку.