Государство планирует строить морские суда и сдавать их бизнесу в аренду

Министерство транспорта создает специализированную госкомпанию, которая будет заказывать строительство судов, а потом отдавать их в аренду российскому бизнесу. Об этом рассказал глава минтранса Игорь Левитин на заседании совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

И поинтересовался у морских перевозчиков, насколько их заинтересует такое сотрудничество. Ведь, вкладывая федеральные деньги в строительство судов, государство должно быть уверено, что они будут востребованы. Как сообщил в конце прошлой недели глава правительства Владимир Путин, в специализированную лизинговую компанию "из различных источников будет направлено до 40 миллиардов рублей на закупку отечественной дорожной техники". Таким образом, считают эксперты, она сможет заняться обновлением парка не только морских судов, но и самолетов, железнодорожных составов и грузовых автомобилей.

Перевозчики, понятно, идею поддержали, но попросили предусмотреть льготные условия аренды. Игорь Левитин заметил, что этот вопрос сейчас прорабатывается и минтранс знает, какие проблемы стоят сегодня перед моряками. Год назад было введено ограничение по возрасту плавсредств при транспортировке опасных грузов. И суда, которым будет исполняться 25 лет, должны сойти на берег. Сейчас российские перевозчики строят суда и танкеры на кредиты иностранных банков. Как пояснил Левитин, государство планирует создать лизинговую компанию, понимая, что на рынке существует дефицит заемных средств.

Но возникает проблема, какие суда строить. Росморречфлот совместно с Ассоциацией судоходных компаний представил свои предложения в минпромторг, который занимается разработкой проектов. Однако, по словам участников совета, ответа пока нет. Специалисты опасаются, что суда, проекты которых будут разработаны без учета интересов моряков, останутся невостребованными. Игорь Левитин предложил обратиться с письмом по проблеме проектирования конкурентоспособных судов к вице-премьеру Игорю Сечину, который входит в совет директоров Объединенной судостроительной корпорации.

Что касается сервисного технического обслуживания, в частности танкеров, то, например, на юге России их нет. Левитин сообщил, что сейчас ведутся переговоры о возможности создания в России совместного предприятия с турками по сервисному обслуживанию кораблей.

В целом же в сложных экономических условиях 16 крупным отечественным судоходным компаниям для закрытия кассовых разрывов в следующем году понадобится 3 миллиарда рублей. Игорь Левитин пытался выяснить у моряков, что для них является приоритетом и на что направить бюджетные средства: на поддержку компаний или на реконструкцию гидросооружений и углубление водных путей. Но этот вопрос так и остался открытым. Между тем в ближайшее время, по всей видимости, придется провести ревизию федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы".

Справка "РГ"

В 2009 году из-за спада в экономике Росморречфлот прогнозирует уменьшение грузовых перевозок по воде на 15-20 процентов, а пассажирских на 10-15 процентов.