Финансирование проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" из средств Инвестиционного фонда РФ будет осуществляться в полном объеме. Об этом сообщил полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко на прошедшем накануне межведомственном совещании по вопросам реализации проекта. По его словам, объем финансирования из Инвестфонда должен составить 105 млрд рублей.
По словам полпреда, одну из ключевых ролей в реализации проекта играет Министерство регионального развития РФ. "Руководитель минрегиона Виктор Басаргин - бывший заместитель полпреда в УрФО, один из соавторов проекта. Поэтому он, как никто, заинтересован в его реализации", - сказал Николай Винниченко.
Добавим от себя: заинтересованность в скорейшей реализации проекта сегодня является всеобщей, так как имеет государственную значимость. Так, президент РФ Дмитрий Медведев на прошедшем в Кургане совещании по вопросам социально-экономического развития УрФО особо подчеркнул, что стратегические проекты на Урале даже в условиях кризиса сворачиваться не будут. А проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", по мнению Медведева, один из самых перспективных.
- Его реализация, безусловно, нацелена на будущее, она должна упростить связи между основными звеньями промышленного производства на Урале. В регионе есть все условия для решения экономических и социальных задач. Я уверен, что мы сможем даже в нынешних, не самых простых условиях реализовать эти программы для достижения главной цели - повышения уровня жизни наших граждан, - подчеркнул президент РФ.
В свою очередь, и министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, сопровождавший Дмитрия Медведева в его поездке в Зауралье, отметил:
- Сегодня нет никаких угроз любым инфраструктурным проектам, государство сегодня будет делать акцент на все, что связано с развитием инфраструктуры, - транспортной, энергетической, связи и т.д. В частности, по проекту "Урал Промышленный - Урал Полярный" государство свои обязательства выполнило. Сама корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный" в полном объеме профинансировала проектные работы. Я также и впредь буду поддерживать этот проект, с пристрастием следить за его реализацией.
Напомним, проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" предусматривает создание в регионе индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природных ресурсов Западно-Сибирской горнорудной провинции и строительства элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.
Проект имеет три основные составляющие. Транспортная составляющая предусматривает строительство железнодорожной магистрали, которая будет иметь важное значение для развития транспортных инфраструктур региона. В настоящее время Николай Винниченко и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин уже подписали Соглашение о сотрудничестве. В частности, в рамках реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" запланирована проработка мероприятий, связанных со строительством новых железнодорожных линий и организацией на них рабочего движения. Дополнительно все заинтересованные стороны, в первую очередь администрации регионов УрФО, подготовят предложения по организации производства основных строительных материалов, необходимых для создания железнодорожной и производственной инфраструктуры, предусмотренной в рамках проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный". Планируется, что в ближайшее время соглашение о сотрудничестве будет подписано главами всех субъектов РФ, входящих в состав УрФО.
Далее, энергетическая составляющая проекта предусматривает строительство четырех электростанций общей мощностью 2544 мВт, работающих на местном сырье.
Наконец, третья составляющая - освоение природных ресурсов - предусматривает в ближайшей перспективе создание в регионе 18 горнодобывающих, обогатительных и лесоперерабатывающих предприятий. Минерально-сырьевая база Севера Урала на сегодня оценивается почти в 60 млрд тонн, или в денежном эквиваленте в 320 млрд долларов. Эта территория сможет на 150-200 лет обеспечить потребности России и промышленности Юга Урала в марганцевых и хромовых рудах, дефицитных железных высококачественных рудах, рудах цветных и черных металлов и многих других видах полезных ископаемых.
Общий объем инвестиций в проект оценивается в 543,8 млрд рублей. Существенную часть этих средств составят средства частных инвесторов - 359,7 млрд рублей. Оставшиеся средства планируется получить из бюджетов субъектов УрФО. Таким образом, каждый государственный рубль, вложенный в инфраструктуру, создаваемую в рамках реализации проекта, обеспечивает привлечение 3,5 рубля частного капитала.
- Проект будет работать на развитие экономики России в целом, - отмечает Винниченко. - Мы рассчитываем, что в масштабах Урала его реализация приведет к созданию сотен тысяч рабочих мест, что очень важно для региона.
Также, по словам полпреда, проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", входящий в "Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации" до 2020 года, имеет перспективы развития за счет расширения территории освоения месторождений, в том числе в шельфовой зоне. В настоящее время уже определены 16 участков недр для лицензирования и дальнейшего освоения. Одной из насущных задач дня сегодняшнего является строительство железнодорожной ветки Салехард - Надым для транспортировки сырья, добываемого на участках проекта. Предполагается, что по нему будет осуществляться транспортировка жидких углеводородов, добываемых компаниями "Роснефть", "Газпром нефть", "НОВАТЭК" и ТНК - ВР.
Совокупный макроэкономический эффект от реализации проекта за период с 2007 по 2050 год должен составить около восьми триллионов рублей.