В Махачкалинском аэропорту Уйташ сегодня мало что напоминает о недавнем инциденте с военными транспортниками Внутренних войск.
Колесные тягачи оттащили оба Ил-76 на дальнюю стоянку. Обломки самолетов со взлетной полосы и рулежки собрали в специальном ангаре. Над ними сейчас работают следственные бригады из Москвы и Дагестана. Главная задача следователей - по секундам восстановить картину столкновения транспортников, закончившегося вечером в пятницу гибелью четырех летчиков борта 76825. Как рассказал корреспондентам "РГ" начальник пресс-службы Внутренних войск МВД Василий Панченков, тела командира экипажа подполковника Максима Дубенкова, старшего бортового инженера майора Владимира Князевича, старшего борттехника майора Анатолия Тупицина и радиста прапорщика Александра Алехнина пока не отправляют домой, в гарнизон "Ближний Борисов" под Нижним Новгородом.
- Проводятся медицинские экспертизы. Они помогут выяснить, как погибли люди - от удара крылом по кабине самолета или из-за начавшегося следом пожара, - объяснил полковник.
Что огонь крепко прошелся по самолету, видно даже невооруженным глазом. Пламя так изуродовало подполковника Дубенкова, что его останки обнаружили в кабине только в субботу. Но трагедия могла быть еще страшнее, если бы вспыхнули заполненные топливом баки в крыльях Ил-76. Избежать ее помогли прибывшие через пару минут после столкновения пожарные расчеты. Они же эвакуировали живых - помощника командира корабля капитана Станислава Шаблия и штурмана капитана Александра Шищенко. Можно сказать, что оба офицера легко отделались. У Шаблия врачи обнаружили перелом нескольких ребер и ушиб правого бедра. У Шищенко диагностировали закрытую черепно-мозговую травму. Но больше всех повезло бортмеханику прапорщику Шимину. В момент удара он был в транспортном отсеке и практически не пострадал. Шимин даже помогал спасателям грузить травмированных коллег в "скорую".
Трагедию в махачкалинском аэропорту расследуют по статье 351 УК РФ - "Нарушение правил полетов и подготовки к ним". Техническая версия в этом случае выглядит маловероятной. Эксперты говорят, что столкновение, скорее всего, вызвали чьи-то ошибочные действия. Косвенно это подтверждают допросы свидетелей, которые видели, как один Ил-76 подрулил к взлетно-посадочной полосе, а другой - в это время приземлился и на большой скорости катил по взлетке. По словам Панченкова, оба командира Ил-76 имели допуск к полетам в сложных метеорологических условиях, знали обстановку на летном поле Махачкалы. Однако сильный туман и боковой ветер могли подвести даже опытных пилотов. Приземлившийся самолет в принципе мог отклониться от осевой линии ВПП. А пропускающий его борт мог остановиться слишком близко от взлетной полосы. Каждая из этих ошибок, утверждают специалисты, способна спровоцировать столкновение. Наложение одной на другую - тем более. Наконец, не исключено, что к трагедии оказался причастным диспетчер аэропорта, который был обязан развести по времени посадку и взлет военных транспортников. Какая из этих или других ошибок имела место, сейчас выясняют следователи.
Александр Коренев, бывший старший пилот-инспектор Северо-Кавказского управления гражданской авиации:
- Когда диспетчер дает команду на посадку, это подразумевает, что полоса свободна и препятствий для приземления нет. Здесь, думаю, он допустил большую ошибку. Самолет заходил на посадку в условиях плохой видимости, в тумане. Диспетчер вел один борт, и второй - поставил на предварительный старт. В этом случае диспетчер обязан предупредить садившийся самолет или, если у него появились какие-то сомнения, немедленно дать команду уйти на второй круг. Однако махачкалинский диспетчер не сообщил командиру приземлявшегося Ил-76, что он не вписывается в нормативные параметры захода на посадку. А командир в воздухе и, конечно, не знал, что творится на земле.
Андрей Попов, руководитель полетов, начальник смены аэропорта Ростов-на-Дону:
- Диспетчер был гражданский, а оба самолета - военные. Обычно, военные не очень прислушиваются к командам моих гражданских коллег. У меня, кстати, был похожий случай. В дни теракта на московской Дубровке в Ростове заходил на посадку самолет с сотрудниками группы "Альфа". Я дал команду командиру экипажа уходить на запасную полосу, но он меня не послушал и сел там, где первоначально планировалось. Тогда мы чудом избежали ЧП.