Во время урока ученики плюются бумажными шариками через трубочку, грубят учителю, обзывают друг друга. Это не из докладной записки директору школы, а сценарий ролевой игры.
Ростовская область уже третий год является участником российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в РФ". В школе N 43 в течение недели необходимые навыки получали учителя, родители, старшеклассники.
- В Канаде этому обучают уже в детском саду, - считает советник проекта Джейн Лутес. - Детям рассказывают, как контролировать свои эмоции, особенно негативные, и как быть, если вас кто-то обидел. Жизнь показывает, что большинство проблем возникает из-за недопонимания. Чтобы решить их, достаточно просто поговорить, объяснить визави свои чувства, узнать его точку зрения.
В сеансе медиации участвуют четыре человека: два "дуэлянта" и два медиатора. На стороне учителя - взрослый медиатор, на стороне ученика - его ровесник.
- Основные правила: здесь не должно быть победителя и побежденного. Оба спорщика должны уйти с ощущением победы.
Ростовские старшеклассники забросали канадцев вопросами: а что делать, если к консенсусу прийти не удалось, сколько сеансов медиации есть смысл проводить и когда следует признать поражение и остановиться?
Нередко каждая из сторон остается при своем мнении, но победой можно считать уже тот факт, что люди пожелали поговорить о своей проблеме. В разговоре обычно выплескивается много злобы и гнева, человек незаметно становится спокойнее.