Есть права человека, но выше их - права культуры. Именно поэтому я возражаю против проведения на Дворцовой площади тех или иных мероприятий, способных навредить жемчужине Петербурга.
Только после трагической истории со сгоревшей от петарды колесницей в арке Главного штаба нам удалось добиться принятия регламента Дворцовой площади и "навязать" целый ряд мер, необходимых для проведения тех или иных мероприятий. Например, ограничить уровень звука 85 децибелами для общественных помещений, в данном случае - музея. Сейчас на собственные средства совместно с центром Грабаря мы проводим исследования о влиянии силы звука на произведения искусства. Предварительные результаты показывают, что более одного рок-концерта в год на площади проводить нельзя. Но у нас есть противники. Они говорят, что Дворцовая площадь принадлежит народу, давайте устроим на ней феерическое шоу, фестиваль или концерт. И оно понятно: обустроить пустое пространство площади дешево и легко. Вот только мало кто задумывается над тем, что права нации, которой принадлежит искусство, важнее прав отдельного взятого гражданина.
Мое мнение таково: площадь создана для военных парадов, финишей и стартов спортивных мероприятий, начала и закрытия фестивалей. На ней должно происходить что-то необыкновенное. Ее прелесть ощущается в тот самый момент, когда видишь, как из пустой она неожиданно становится заполненной; как на смену карнавалу и веселью приходят торжественность и тишина. Но, увы, не все готовы воспринимать красоту. И лучшее тому подтверждение - инцидент, связанный с утратой фигурок орлов с решетки Александровской колонны: они были отломаны в прошлом году посетителями катка, разбитого вокруг столпа... Отсюда вывод: надо воспитывать людей. Организаторам торжеств это под силу.
Конечно же, деятельность сотрудников Эрмитажа направлена не только на сохранение Дворцовой площади для будущих поколений. Одна из наших главных задач - в штабе гвардии, находящемся между зданием Главного штаба и новым Эрмитажем, создать музей русской гвардии. Он мог бы стать прекрасным средством для воспитания чувства долга и чести на примере истории русской армии. Кроме того, петербуржцы получили бы возможность увидеть громадные коллекции Эрмитажа, большая часть которых сейчас находится в запасниках.
Говорят, у нас особый, русский путь развития. Я не согласен: есть русские рецепты решения проблем. Мы же всюду предлагаем эрмитажные рецепты того, как можно работать, не устраивая свор и драки. Эрмитаж словно большой корабль. Он движется к цели постепенно и настойчиво, ориентируясь на хороший вкус, традиции и то, что подсказывают нам исторические стены.