Автосалоны Екатеринбурга распродают автомобили и переходят на продажу газонокосилок
Новые таможенные пошлины на ввоз иномарок, вступившие в действие 12 января, сильно ударили по дилерам мировых автомобильных брендов, работающих на Среднем Урале. Как утверждают специалисты, продажи машин импортного производства упали на 20-70 процентов.
Напомним, пошлины на ввоз авто из-за рубежа увеличились в 2-2,5 раза. Наиболее существенные изменения коснулись не новых машин, а техники, выпущенной более трех лет назад. Как сообщили наши коллеги из Дальневосточного филиала "Российской газеты", за такие, например, ходовые модели Toyota, как Vitz, Mark II и Land Cruiser Prado придется доплатить от 30 до 80 и 160 тысяч рублей соответственно. Не стоит забывать также, что доставка подержанной машины, скажем, из Владивостока в Екатеринбург обойдется еще в 60-70 тысяч. Понятно, что столь резкое изменение ситуации отбило охоту покупать авто и у перепродавцов, и у тех, кто хотел обзавестись колесами по доступной цене.
В сложной ситуации и дилеры мирового автопрома, торгующие машинами, только сошедшими с конвейера. Они ощутили резкое снижение продаж еще осенью, когда появились первые сообщения о том, что на мировых финансовых рынках происходит неладное. В январе все автопроизводители, объяснив свои действия ростом курса доллара, повысили цены на семь-десять и более процентов, а следом лепту в удорожание внесли новые таможенные пошлины. Все это вкупе привело к тому, что сегодня в автосалонах предлагают скидки до 160 тысяч рублей и массу невиданных прежде подарков, лишь бы удержать покупателей. Однако в целом ситуацию эти бонусы не меняют.
- На объемах продаж заметно сказалось и то, что сильно пострадала сфера автокредитования, - утверждает главный специалист отдела организации торговли комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Галина Костарева. - Ведь до кризиса каждая вторая машина в нашем городе была куплена в кредит. Если в октябре из десяти заявлений на кредит банки "заворачивали" два, то сейчас ровно наоборот: удовлетворяют две из десяти заявок.
По данным мэрии, из полутора десятков банковских учреждений, работающих на рынке автокредитования, осталось не более пяти. Условия тоже изменились: некоторые кредитуют население под 17 процентов годовых, но порой ставки доходят едва ли не до 30. Интересно, что есть потенциальные заемщики, готовые даже на такие условия. Хотя нередко их отговаривают заключать договор сами представители банка.
- Мы проводим расчеты вместе с клиентом и видим, что расплатиться по такой ставке он не сможет, - рассказали "РГ" в одном из финансовых учреждений. - Если человек не уверен в том, что уровень зарплаты сохранится, запасных вариантов нет, тогда зачем ему и нам рисковать?
Это тоже веяние последнего времени: прежде банки были менее щепетильны, зная, что в случае невыплаты по долгам они могут изъять и продать машину, возместив хотя бы часть ущерба. Теперь спрос на автомобили упал, и возиться с продажей неликвидного имущества банковским работникам не хочется.
В профильных структурах затрудняются ответить, сколько автомобилей уральцы купили в минувшем году: такой учет не ведется. Не смогли назвать количество зарегистрированных новых машин и в управлении ГИБДД - там тоже не ведут такой статистики. А по данным экспертов, последние несколько лет объемы продаж легковых автомобилей в Свердловской области неуклонно росли и перешагнули стотысячный рубеж. Есть другие данные: по отчетам территориального органа государственной статистики, с января по октябрь прошлого года в Екатеринбурге в розничной торговле было продано легковых автомобилей на 1,3 миллиарда рублей, по области (сведения с января по сентябрь) - на сумму более 28 миллиардов. Если учесть, что в среднем объем продаж упал на 50 процентов, то несложно вывести цифры финансовых потерь.
- Если ставки автокредитования в ближайшее время не изменятся в сторону снижения, ничего хорошего ожидать не приходится, - признают автодилеры. - Скорее всего, в марте-апреле ситуация еще более осложнится, объемы продаж могут упасть еще на 15 процентов.
По данным городского комитета по товарному рынку, который еженедельно проводит мониторинг автомобильного бизнеса, дилер Ford снизил объемы продаж на 20 процентов, Mersedes - на 50. Есть и такие, кто потерял 70 процентов.
Представители мэрии Екатеринбурга заявили о том, что планы развития авторынка в областном центре придется пересмотреть. Ранее предполагалось ежегодно вводить до десяти новых дилерских центров и к 2012 году увеличить их количество с нынешних 55 до 80. В нынешней ситуации, считают специалисты, Екатеринбург, скорее всего, "осилит" за год только пять новых автоцентров: Volkswagen, BMW, Infiniti, ГАЗ и "Уралтрансавто". Судьба остальных призрачна.
Между тем существующие дилерские центры спешно пересматривают торговую политику. Поскольку создавались они как автосалоны полного профиля (со станциями технического обслуживания), то в нынешней ситуации именно техобслуживание дилеры рассматривают как существенную статью доходов. Они также думают над расширением ассортимента: помимо автомобилей, будут предлагать газонокосилки, малоразмерную снегоуборочную технику, электрогенераторы и тому подобное.
Новые таможенные ставки, по замыслу российского правительства, в условиях нестабильной экономической ситуации должны стимулировать развитие отечественного автопрома и совместные сборочные производства. То есть за счет разницы в цене наши изделия должны получить преимущество перед подорожавшими иномарками. При этом федеральные власти предупредили: повышение пошлин на импортные машины не должно послужить для российских автопроизводителей сигналом к повышению цен на свою продукцию. Но именно так и произошло: едва ли не одновременно с мировыми брендами АвтоВАЗ поднял расценки на линейку своих машин. И тут же вырос спрос на китайскую автопродукцию - покупатели предпочли российским более дешевые внедорожники и легковушки из Поднебесной.
- Если говорить о пошлинах, ограничивающих ввоз в страну всякого старья старше семи лет, то их можно только приветствовать, - говорит член региональной общественной организации "Комитет по защите прав автомобилистов" Владимир Селянин. - Но пошлины, в том числе на новые машины иностранного производства, - это очередное лоббирование интересов отечественного производителя, которое ни к чему, кроме удорожания российских машин, не приведет.
Поскольку новые пошлины введены сроком на девять месяцев, то есть надежда, что законодатели вовремя исправят положение, уж очень очевидны пробелы и промахи.
Между тем
В автосалонах Екатеринбурга дорожают иномарки - от 100 до 180 тысяч в зависимости от марки и модели. По словам автодилеров, это связано не только с введением заградительных таможенных пошлин на импортные автомобили, но и с падением курса рубля по отношению к доллару США. По прогнозам продавцов, это еще больше скажется на снижении продаж.