В Москве прозвучала "Орфей и Эвридика"

Не "Орфей и Эвридика", а "Душа философа" - так, если быть точным, называется опера Йозефа Гайдна, прозвучавшая в Концертном зале имени Чайковского в исполнении международного состава солистов и коллективов Новосибирского театра оперы и балета Musica Aeterna и хора New Siberian Singers под управлением Теодора Курентзиса.

Судьба оперы Гайдна с подзаголовком "Орфей и Эвридика" сложилась причудливо. При жизни композитора она так и не была поставлена, а заново была открыта лишь в середине XX столетия. Премьера 1951 года, состоявшаяся во Флоренции с участием Марии Каллас и Бориса Христова, и венская постановка 1967 года, в которой пели Джоан Сазерленд и Николай Гедда, ввели "Душу философа" в мировой оперный театр.

Однако истинное воскресение оперная музыка Гайдна переживает уже в наши дни. Большую роль в пропаганде оперы сыграла Чечилия Бартоли. С ее участием (в роли Эвридики) в Цюрихе, Лондоне и Вене успешно прошла постановка Юргена Флимма, а также концертные исполнения оперы состоялись в Париже, Амстердаме, Бремене. "Душу философа" на фестивале в Шветцингене поставил Ахим Фрайер. Постановки состоялись и в Лозанне, и на гайдновском фестивале в Айзенштадте.

В Советском Союзе в 50-е годы на Всесоюзном радио был записан "монтаж оперы", в котором музыкальные номера сопровождались голосом чтеца; а в 1985 году опера (правда, с большими сокращениями) была поставлена в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Новое открытие творения Гайдна для российского слушателя оказалось удачно вписанным в европейский музыкальный контекст.

Концертное исполнение оперы "Душа философа" стало плодом совместных усилий Новосибирского театра оперы и балета и Московской филармонии. Премьера под управлением Теодора Курентзиса вновь прошла именно в столице Сибири, а не в Москве. В зале имени Чайковского выступил тот же исполнительский состав, что и в Новосибирске: певцы Симона Кермес, Эд Лайон и Давид Кимберг, ансамбль Musica Aeterna и хор New Siberian Singers.

Главной звездой вечера, как и ожидалось, стала Симона Кермес. Немецкая певица не в первый раз выступает в России и уже имеет здесь свою публику. Факт отрадный, поскольку за ним стоит не раскрутка средствами массмедиа, а подлинное искусство. Кермес, безусловно, блестящий виртуоз. Когда дело дошло до арии Al tuo seno fortunato, зал бушевал от восторга (этот поистине акробатический вокальный номер написан Гайдном не для Эвридики, но по традиции исполняется примадонной). Однако еще более драгоценным было тихое ламенто умирающей Эвридики, в котором голос певицы истаивал не пианиссимо даже, а до трех, четырех, пяти пиано! Музыка звучала так тихо, что, кажется, мешало даже собственное дыхание. Чтобы заставить сотни людей кричать от восторга, надо быть виртуозом. Заставить их хотя бы на несколько минут задержать дыхание - во сто крат сложнее. Симона Кермес владеет этим волшебным даром обращаться напрямую к душе.

И все-таки для успеха старинной оперы мало одной звезды. "Душа философа" стала одним из лучших за последнее время московских выступлений Теодора Курентзиса и большой удачей Новосибирского театра.