Продюсеры новогодних кинохитов ("Стиляги", "Любовь-морковь-2" и др.) подсчитали потери в результате действий производителей контрафактного товара. Ущерб составляет несколько миллионов долларов на каждый фильм. Законные владельцы картин отмечают , что в период кризиса пираты стали действовать активнее, качество их продукции улучшилось, в арену пиратских действий вовлекаются новые носители информации. Что касается работы правоохранительных органов, то, напротив, в нынешние времена борьба с пиратами как бы отступила на задний план.
История о том, как продюсер фильма "Бумер" Сергей Члиянц несколько лет назад устроил потасовку с продавцом пиратских дисков на Брайтон-бич в Нью-Йорке, увидев на прилавке контрафактную копию своего фильма, уже обросла легендами. А актер Алексей Гуськов, увидев на Брайтоне пиратские диски с сериалом "Граница. Таежный роман", одним из продюсеров которого он был, не только устроил грандиозный скандал, но и вызвал сотрудников ФБР, которые приняли соответствующие меры по отношению к владельцам "точки".
Но если в США российский продюсер может найти понимание у правоохранительных органов, то на родине им сделать это значительно сложнее. Перед Новым годом самым популярным собеседником у кинопроизводителей был министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Письма министру написали Леонид Ярмольник (сопродюсер и исполнитель одной из ролей в фильме "Стиляги") и продюсеры фильма "Любовь-морковь-2". Обе картины конкурировали в новогоднем прокате, и вмешательство в эту борьбу пиратов, естественно, не могло радовать авторов фильмов. "Мы получили ответ на свое письмо - дана коман да соответствующим подразделениям уделить особое внимание этому вопросу. Но DVD-диск с пиратской копией картины уже в день премьеры продавался практически у всех станций метро", - рассказывает продюсер фильмов "Любовь-морковь-1, 2" Александр Котелевский. Несмотря на то что "Стиляги" и "Любовь-морковь-2" показали в целом неплохие сборы, они, по мнению продюсеров, могли быть еще выше. "Мы недособрали 3-5 млн долларов, потому что вышла пиратская копия очень хорошего качества", - говорит Наталия Клибанова, коммерческий директор компании "Красная стрела", продюсировавшей фильм "Стиляги". Примерно ту же сумму потерь называет и Александр Котелевский.
Сейчас, по разным оценкам, в России нелегальный оборот DVD составляет около 70-80% общего оборота. В одной только Москве более 1 тыс. точек, где продается контрафакт. Причина популярности пиратской продукции - низкая цена. По данным ЮНЕСКО, меньше 2% пользователей в России готовы покупать объекты интеллектуальной собственности по цене лицензии. Лучше потерять в качестве, чем отдать 300 руб. за "настоящий" диск.
Своими методами пытаются бороться с пиратами официальные DVD-дистрибьюторы, которые платят правообладателям деньги за "лицензию". "Но, по-моему, это если и придерживает появление пиратских копий, то незначительно", - говорит Александр Котелевский. Тем более что из-за кризиса немногие легальные DVD-дистрибьюторы сумели сохранить свои позиции. В этой ситуации вся тяжесть борьбы пала на самих правообладателей. Поговаривают, что Леонид Ярмольник с середины декабря до начала января, как на работу, ездил на "Горбушку" и Савеловский рынок, чтобы хоть как-то сдержать появление пиратских копий "Стиляг". Дабы привлечь внимание к этой проблеме, актер даже сделал репортаж на телеканале "Россия", который, к слову, сам вложил в производство фильма около 6 млн долларов. Других методов борьбы с пиратами в арсенале российских деятелей кино попросту нет.
В свое время, чтобы обеспечить приличные цифры сборов "Дневного дозора", гендиректор Первого канала Константин Эрнст лично возглавлял милицейские рейды на "точки" продаж контрафактных дисков. Однако борьба с пиратами до сих пор ограничивается лишь "показательными выступлениями". Слишком это дорогостоящее и трудозатратное занятие. "Большую роль здесь играют персоналии - когда милицейских чинов просят придержать пиратов Эрнст или Ярмольник, это может как-то работать. Хотя договоренность с руководством еще не гарантирует исполнения приказа на низовом уровне", - говорит Наталия Клибанова.
Еще в 2007 году Владимир Путин подписал закон о внесении в Уголовный кодекс поправок, ужесточающих наказание за нарушение авторских и смежных прав. Однако исправить ситуацию это не помогло - крупные "пираты" давно научились договариваться с кем следует. "Напечатать 2 млн пиратских дисков и не засветиться - невозможно. Заводы, на которых печатаются диски, и их владельцы всем кому надо известны", - рассказывают "РБГ" в одной из кинопрокатных кинокомпаний. Даже несмотря на то что в последние пару лет суды стали выносить первые непосредственные приговоры, ответственность по большей части несут подставные лица, а не реальные владельцы оборудования, на котором записывается контрафакт.
Тем не менее специалисты утверждают, что актуальность борьбы с DVD- пиратами неуклонно снижается. "В настоящее время продажи пиратских дисков в розничных точках катастрофически падают, - уверен президент ассоциации "Русский щит" Юрий Злобин. - За последний год - почти на 50%". Новый бич отечественных кинопродюсеров - засилье пиратских копий фильмов в домовых и torrent-сетях. По данным ИК "Финнам", цифровые продажи видеоконтента в Рунете в 2008 году составили всего около 3-5 млн долларов. Обороты нелегальной "скачки" в сотни раз выше! "На следующий день после премьеры фильма "Любовь-морковь-2" его можно было скачать на двухстах сайтах. На некоторых из них производилось по 20 тыс. скачиваний", - рассказывает Александр Котелевский. Бороться с контрафактом в Интернете оказалось не под силу даже Константину Эрнсту - несмотря на его уверения, что пиратских копий фильма "Ирония судьбы. Продолжение" в Сети найти будет невозможно, экранная копия картины появилась спустя 30 часов после премьеры. Руководство канала предупреждало, что пользователи, скачавшие копию картины, "ходят под статьей", но это не помогло. "Бороться с пиратством в онлайне крайне проблематично, - говорит Юрий Злобин. - Необходимо проводить круглосуточный мониторинг сайтов, выявление ссылок и уничтожение файлохранилищ".
Однако глава "Русского щита" уверен - помочь российским правообладателям может только создание отечественной антипиратской организации, которая могла бы представлять интересы пула кинопроизводителей и кинопрокатчиков. Пока же в России с пиратами призвана бороться лишь Российская антипиратская организация (РАПО), созданная Ассоциацией кинопроизводителей Америки. В штате которой всего около 30 человек.