Дети мигрантов должны учиться со своими сверстниками

В московской школе N 1458 надписи на кабинетах и плакаты на стенах - "аршинными" буквами. Чем-то они напоминают букварь, и не зря.

Многие ученики школы, впервые переступая ее порог, совсем не знают русского языка. Но Центр образования N 1458 - отнюдь не специализированная школа для юных иностранцев. Поэтому вопрос: дети каких национальностей учатся в центре? - поставил директора Татьяну Салтыкову в затруднение. Ведь каждый пятый ученик здесь - ребенок мигрантов.

Одна родительница как-то даже явилась с претензией, что вокруг ее сына - "слишком много нерусских". "Это просто дети", - ответила ей Татьяна Андреевна. Однако, если уж начистоту, это не просто дети. Это особо уязвимые дети. Десятилетняя таджичка Ганджина, когда родители привели ее в школу, по-русски выговаривала только одно слово: "учител". Однажды, когда на перемене подрались мальчишки, она, запыхавшись, влетела в учительскую и закричала: "Учител! Учител! Хэлп!"

- У нас, в общем-то, и выхода другого не было, кроме как организовывать группы по изучению русского языка во внеурочное время, - рассказывает Татьяна Салтыкова.

Сегодня в Москве 38 школ с этнокультурным компонентом. И принимают сюда детей не по национальному признаку, а по желанию изучать ту или иную культуру.

А два года назад открылись 11 специальных "языковых школ". Здесь в течение целого учебного года дети мигрантов изучают только русский язык, не занимаясь больше никакими общеобразовательными предметами.

- Идея отделить "инофонов" от их русских сверстников, как мне кажется, не слишком хороша. Напротив, таких детей необходимо активнее приспосабливать к окружающей среде, - замечает декан филфака Московского городского педуниверситета Валентина Коханова.

Однако в том-то и дело, что единого подхода в обучении даже русскому языку в полиэтнических классах нет до сих пор. Есть только оригинальные наработки некоторых вузов, которые начали готовить педагогов для преподавания в многонациональных классах. А ведь язык - далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются сегодня школы.

- Ключевой задачей системы образования является взаимная адаптация детей разных национальностей, - убежден завкафедрой факультета психологии МГУ Александр Асмолов.

Научные методики тренингов, направленных на такую адаптацию, есть: они разработаны учеными МГУ совместно с их коллегами из Ростовского госуниверситета. Но вот широкого распространения методик по стране - нет. Практически свернутой оказалась и федеральная программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Недаром, наверное, недавно минобрнауки объявило о своем намерении включить несколько ключевых ее моментов в федеральную целевую программу по развитию образования.

...Жюри конкурса "Юные таланты Московии" только диву далось, когда на сцену выскочил ансамбль русских народных шумовых инструментов школы N 1458. С расписными ложками, в русских национальных костюмах, а больше половины ансамбля... армянские мальчишки.

Вот только мир не ограничивается стенами школы. Согласно данным опроса Левада-Центра, 15 процентов россиян поддерживают лозунг "Россия - для русских!" И только 24 процента убеждены, что это фашизм.