Отреставрированный Дом-музей Николая Гоголя готов к открытию

Вера Павловна Викулова, директор Дома-музея Николая Гоголя на Никитском бульваре, 7а, даже не верит, что все ремонтно-реставрационные мытарства позади и скоро заново восстановленный мемориальный центр "Дом Гоголя" официально встретит гостей.

 

Дворянская усадьба Толстых (дальних родственников графа Льва Николаевича), у которых нашел последний приют одинокий и неприкаянный Николай Васильевич, воссоздана практически полностью. Остались последние штрихи, может, самые важные и интересные. Устанавливают современное оборудование, подключают освещение, ввозят старинную мебель.

Надо сказать: все время ремонта, а он длится с 2005 года, знаменитая гоголевская библиотека не прерывала работу. Укрепляли фундамент, вывозили землю, разбивали внутрикомнатные перегородки, а Гоголевка продолжала принимать в день по 300-400 читателей.

"Теперь здесь везде Гоголь, - говорит Вера Павловна. - Книгохранилище и абонемент пришлось опустить в подземный (минус первый) этаж, который специально вырыли, чтобы дать простор экспозиции. Подняли планы и чертежи ХIХ века и восстановили планировку, какой она была при Николае Васильевиче. Пойдемте посмотрим"...

Гоголь поселился здесь в 1848 году. Хозяева предоставили ему правое крыло первого этажа. Из старых чертежей выяснилось, что здесь была и третья маленькая комнатка - прихожая, где на сундуке спал слуга Семен. Теперь она есть.

Дальше гостиная с камином, где Гоголь сжег второй том "Мертвых душ". Ее воссоздали по описанию Ивана Тургенева. Здесь установят плазменную панель, благодаря которой в зеркале над камином будут как бы выплывать лица людей, с которыми встречался классик в последние годы. В спальне - ее описание тоже известно - главным предметом была конторка, за которой Гоголь писал стоя.

Слева от входа была хозяйская половина - Толстых, но поскольку она тоже связана с Гоголем, то все помещения, которые недавно занимали книжные фонды и абонемент, отданы под музейную экспозицию. Огромное общее помещение вновь превратилось в анфиладу дворянского особняка. Одна из них получила название "Зал Ревизора". Здесь незадолго до смерти Гоголь читал свою бессмертную пьесу друзьям, среди которых были Щепкин и другие великие актеры. К оформлению экспозиции привлечены такие профессионалы, как профессор Тарас Поляков, инициатор создания "живых музеев". Он говорит: "Музей как театр, только там играют люди, а здесь - вещи". А воплощением сценария занимается художник Леонтий Озерников. Благодаря им посетители увидят сундук Пандоры как лабиринт души, дорожных переживаний; кресло будет отбрасывать тень Гоголя, зеркало как совесть... Будет и немая сцена как сцена Высшего суда, где ревизор - не питерский чиновник, а тот, кто гораздо выше...

"А вот комната, - рассказывает Вера Павловна, - где Гоголь скончался.

Его, больного, перенесли сюда, так как здесь было теплее всего".

И на втором этаже, несмотря на обилие книжных шкафов, чувствуется присутствие Николая Васильевича. Здесь, в музыкальной гостиной, гоголеведы и гоголелюбы разных стран теперь проводят международные конференции, вечера.

Гоголю принадлежит целый музейный комплекс, в который входит и флигель во дворе, бывший когда-то каретным сараем. Его занимают арендаторы из "Стройдормашэкспо", которые заключили договор аренды до 2012 года и, несмотря на уговоры и лестные предложения, ни в какую не хотят освободить помещения для писателя.

Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"