Жители Орла не могут выяснить, куда идут их коммунальные платежи

Жители Орла протестуют - они не могут выяснить, куда идут их коммунальные платежи.

Договор дороже денег

В Орле набирает обороты движение собственников, отстаивающих свои жилищно-коммунальные права. В один ряд встают общественные организации, ТСЖ, председатели домкомов и рядовые граждане. В основном их претензии адресованы бывшим районным муниципальным предприятиям ЖРЭУ NN 1, 2, 3 и 4. Минувшим летом они превратились в ЗАО, однако не изменили методы и стиль работы.

- Не все собрания по выбору управляющих компаний проведены по закону, - считает председатель домкома Рафаил Исламгазин. - Многие состоялись "заочно" - на обратной стороне квитанции печаталась анкета. Не заполнил - значит, воздержался, но проголосовал. Представители муниципалитета (ему принадлежит значительная доля квартир) подписывали протоколы собраний, на которых не присутствовали.

Качество услуг управляющих компаний оставляет желать лучшего. Хотя на свое содержание они берут около трети собранных с населения средств

Бывшие МУПы обслуживают большинство домов. Их руководители сетуют на сложные условия работы, отсутствие опыта, низкие тарифы. А жители требуют отчета: на что тратятся их деньги? Как правило, в заключенных с ними договорах нет ни слова об ответственности управляющих компаний (УК). Зато если собственник вовремя не оплатит счет за коммунальные услуги, его могут оштрафовать.

- Два месяца мы выцарапывали в УК отчет, - говорит председатель домкома Людмила Погудина. - Прислали "шифровку": все запутано, непрозрачно. Даже специалисты не понимают, сколько средств и на какие цели потрачено. Считаю, что в договор обслуживания необходимо включить пункт о контроле за деятельностью управляющей компании со стороны собственников квартир. Акты выполненных работ должны подписывать старшие по подъездам и председатели домкомов.

По закону УК обязана заключить соглашение на обслуживание дома с каждым собственником. Этого не происходит, хотя плату берут и с тех, кто договор не подписывал. При этом представители управляющих компаний и муниципалитета говорят о "планомерном и стабильном ходе реформы".

- Мой рабочий день начинается в семь утра и продолжается до глубокого вечера. Принимаю людей и по выходным, - говорит исполнительный директор ЗАО "ЖРЭУ N 4" Александр Маяков. - Уверяю: по каждому дому ведется строгая отчетность, акты подписывают жильцы. А договорные условия зависят от особенностей дома. Если он новый - цена одна, старый - другая.

"Крайнего" не найти

На прошлой неделе собственники жилья пригласили на беседу руководителей управляющих компаний. Первых было много, вторых - несколько человек. Жители принесли свой проект типового договора. Они внесли в него пункты о контроле и ответственности УК. В основу лег принцип: собственник нанимает компанию и имеет право знать, как расходуются его средства. Однако представители УК проект раскритиковали. По их мнению, менять ничего не нужно.

- Заключая договора, мы учитывали все пожелания жильцов, - говорит Александр Маяков. - Сложности возникают только с сервисными компаниями, с которыми заключаем агентские договоры на выполнение различных работ. Были случаи подтасовки фактов в финансовых отчетах, но их вовремя пресекли.

Кстати, "простые смертные" не знают, кто являются учредителями ЗАО ЖРЭУ и каков их уставный капитал. Даже официальные запросы не дают ответа. Работники ЗАО хранят молчание. Между тем эта информация должна быть открытой - хотя бы для тех горожан, с которыми они заключают договора. Общественные организации и жители нескольких домов грозятся акциями протеста, если УК и дальше будут прятаться за стеной молчания. А мэрия хранит нейтралитет.

- Раньше органы местного самоуправления были обязаны обеспечить систему ресурсоснабжения многоквартирных домов, а теперь - лишь организовать ее, - пояснил начальник управления по развитию городского хозяйства Владимир Можин. - Да, управляющие компании несовершенны, они как советские ЖЭКи. Наша задача заключалась в том, чтобы на рынок пришли другие структуры, новой формации. Однако нельзя разваливать то, что уже создано.

Все чаще жителям приходится выяснять отношения с УК в судах. Качество услуг далеко от желаемого. На свое содержание управляющие компании берут примерно треть собранных с населения средств. В штате УК обычно 10-12 человек. Поэтому они нанимают сервисные компании - починить водопровод, наладить электричество... И деньги жителей начинают сложный "кочевой" путь. При этом, если в квартире нет воды, трудно найти "крайнего".

Вдруг, как в сказке

Обычно местные чиновники воздерживаются от комментариев по поводу хода реформирования ЖКХ. Однако недавно на "круглом столе" Владимир Можин сделал неожиданное заявление: городские власти стали "серьезно заниматься проблемой" лишь в прошлом году, а до этого "были только разговоры". Чиновник объяснил: жилищно-коммунальный рынок оказался не готов к переменам. Основную нагрузку несли районные МУПы.

- Если откровенно, то они уже десять лет "банкроты", - сказал Владимир Можин. - Росли долги, с трудом удавалось уговорить поставщиков не подавать на муниципальные предприятия в суд. В прошлом году была поставлена задача превратить их в управляющие компании. Что и сделали, сменив названия.

Реорганизация прошла быстро и незаметно. МУПы превратились в ЗАО. По наследству им достались дома, которые они же обслуживали. Предприятия стали коммерческими, и таким образом Орел выполнил одно из главных условий для вхождения в федеральные программы. Теперь сюда за опытом приезжают брянские власти. Однако им следует быть острожными, ведь "несерьезное" отношение к реформе "выходит боком" многим орловцам.

Мнения

Эдуард Самушенок, руководитель орловского правового Центра "Защита прав потребителей":

- Реформа проходит по худшему сценарию. В управляющих компаниях не понимают, что тратят деньги граждан, что это мы платим им зарплату. Почему же я не имею права проконтролировать, куда пошли мои кровные? Впрочем, мы предвидели эту ситуацию. Писали письма в горсовет и мэрию, заранее предлагали проект договора, который предусматривал прозрачность деятельности УК. Однако нас не услышали.

Владимир Жилин, руководитель общественной организации "Союз собственников и нанимателей жилья":

- Мы опросили председателей домкомов. Более 75 процентов совершенно не удовлетворены качеством работы управляющих компаний, 19 - не вполне удовлетворены. Это происходит потому, что даже активные граждане не имеют представления о том, как работают управляющие компании.